Еще более характерным в этом отношении является состояние дел с промышленным мирным использованием термоядерной энергии. Работы по управляемому термоядерному синтезу были начаты у нас в стране под руководством академика И. В. Курчатова в 1951 г. И еще в 1958 г. физики предполагали, что до осуществления управляемого синтеза, как говорится, рукой подать. Как пишет В. П. Карцев [5], один из организаторов нашей термоядерной программы академик Л. А. Арцимович впоследствии вспоминал: «Казалось ,.., что нужно пройти всего лишь небольшой путь между двумя точками, потом оказалось, что надо не пройти, а проехать на велосипеде; потом — что проехать на велосипеде, но по канату; потом — что велосипед одноколесный; потом — что ехать нужно с завязанными глазами; и наконец — задом наперед». Приведенный образ очень нагляден, он показывает, как усложняются по мере продвижения вперед задачи овладения управляемой реакцией синтеза.
«Вряд ли есть какие-либо сомнения в том, что в конечном счете проблема управляемого термоядерного синтеза будет решена,— продолжал Л. А. Арцимович,— природа может расположить на пути решения этой проблемы лишь ограниченное число трудностей, и после того как человеку, благодаря непрерывному проявлению творческой активности, удастся их преодолеть, она уже не в состоянии будет изобрести новые. Неизвестно лишь, насколько затянется этот процесс...»
Есть известное положение, что исключения подтверждают правило. Так и последние примеры, являясь исключениями, лишний раз подтверждают общее правило, общий закон движения науки вперед ускоренными темпами.
Закон ускоряющегося развития науки одним из первых отметил Ф. Энгельс. Он писал: «...наука растет, по меньшей мере, с такой же быстротой, как и население; население растет пропорционально численности последнего поколения, наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения...»1
Закон ускоряющегося развития такого типа выражается уравнением , где S—исследуемая величина (численность населения, объем науки). После разделения переменных и интегрирования получаем его решение:. Таким образом, величина S изменяется по экспоненте, которая безгранично возрастает с течением времени. Как было показано выше, утрированное представление беспредельного роста может приводить к ошибкам. Для оценки реальных возможностей человечества в развитии науки нужно учитывать еще ряд факторов.
Например, стоимость научных разработок. Она неизбежно растет, так как наука ставит перед собой все более и более сложные задачи, которые требуют и большего времени, и больших сил и очень сложного оборудования. С другой стороны, из-за того, что возможности человеческого общества в каждый данный момент времени все же конечны, при расширении фронта исследования (а это неизбежно, так как с увеличением объема знаний обнаруживается большее число нерешенных проблем) общество вынуждено уменьшать концентрацию сил на ряде направлений этого фронта.
1Маркс К., Э н г е л ь с Ф, Соч. 2-е изд., т. I, с. 568.
Научное исследование — конкретная форма проведения научной работы, т. е. изучение научными методами конкретного предмета (явления, процесса) с целью получения еще неизвестных о нем знаний и их дальнейшего полезного использования в практической деятельности людей. Научные исследования составляют основное содержание научной деятельности, именно в них рождаются новые знания, проверяются гипотезы, доказываются или отвергаются научные идеи и теории, делаются обобщения ранее выполненных исследований и ставятся задачи для дальнейшей научной и инженерной разработки.
Каждая конкретная научно-исследовательская работа (НИР) или научное исследование, как элемент исследовательской деятельности, имеет свою тему, то есть наименование, определяющее содержание и цели работы. Поэтому термин «тема» часто ассоциируется с самой НИР и используется для определения уровня НИР.
Научные исследования по их уровню (содержанию, значимости), объему и результатам, а также в целях возможности планирования можно разделить на научные:
работы (НИР), каждая из которых решает отдельный вопрос в общей цепи исследований и является элементарной единицей в процессе текущего планирования НИР. Работа имеет наименьший возможный срок выполнения (один, максимум два года) и выполняется ограниченной группой сотрудников;
темы. Тема — это законченное научное исследование, решающее научно-техническую задачу, указанную в ее наименовании. Тема обычно состоит из нескольких НИР и выполняется в течение нескольких лег;
проблемы, представляющие собой совокупность нескольких научных тем, выполнение которых позволяет получить комплексное, всестороннее решение сложной научной задачи. Решения проблем достигаются совместной работой различных научных коллективов на протяжении ряда лет, поэтому это понятие обычно используется в перспективном и координационном планировании НИР. На каждую проблему, имеющую важное народно-хозяйственное значение, разрабатывается целевая программа, охватывающая весь процесс ее решения, включая практическое использование (внедрение в производство) результатов.
При планировании сложных научных исследований, в частности при разработке целевых программ, рубрикация работ по трем уровням значимости оказывается недостаточной и поэтому применяют дополнительные подразделения НИР (подпроблемы или проблемы разных уровней, подтемы).
Ряд научных проблем в близкой области объединяют под термином «научное направление».
В области технических наук научные исследования планируются совместно с их инженерным обеспечением и производственной реализацией. Иными словами, планируется не только сам исследовательский процесс, но и достижение конечного технического результата в виде создания новой машины, технологии и т. п., ради которого и проводятся соответствующие научные исследования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.