Формы и методы работы специалиста с литературой разнообразны и могут в конкретных случаях существенно различаться. Все зависит от многих условий и обстоятельств и, первую очередь, от конкретного содержания и объема выполняемой работы или задачи, которую предстоит решать; в вторых, от того, кто будет изучать литературу: начинают специалист (студент, молодой инженер, аспирант) или опытный инженер, или научный работник, и от того, насколько знаком с состоянием отрасли знаний, к которой относится поставленная задача. Имеет значение и время, которым располагает исполнитель для решения своей задачи (неделя, меся семестр, год и т. д.).
Ясно, что возможно много разных сочетаний, а, следовательно, и могут быть разными ответы на поставленные выше вопросы. Опыт и знания, накопленные специалистом по предыдущей работе, сокращают для него и время поиска необходимой для новой задачи литературы и сужают рамки поиска, особенно если специалист выработал себе привычку сие тематически следить за новой, текущей литературой в свое области знаний или отрасли производства. Такая привычка быть в курсе всего нового в своей сфере, независимо от топ нужны эти сведения или нет в данный момент, является важной чертой любого настоящего специалиста: инженера или исследователя.
Таким образом, из многих конкретных целей работы специалиста с научно-технической литературой можно выделить, как основные, следующие, наиболее характерные:
общее (предварительное) ознакомление с вопросом;
оценка современного состояния вопроса;
целенаправленный поиск конкретных решений поставленной задачи;
систематический просмотр текущей литературы.
Необходимость общего ознакомления с вопросом чаще всего возникает у молодых специалистов, когда собственных знаний еще недостаточно для того, чтобы обдумать план работы и наметить пути решения задачи. Типичные подобные ситуации имеют место и в процессе обучения, когда студент получает задание на самостоятельную (в том числе дипломную) работу или аспирант уточняет тему своего исследования, а начинающий инженер выполняет свои первые серьезные проекты. Во всех этих случаях прежде всего необходимо именно общее ознакомление с вопросом, чтобы четко уяснить поставленную задачу, оценить ее корректность и предполагаемый объем работы. Однако такую работу приходится делать не только начинающим. Довольно часто она необходима и опытным специалистам, когда тема предстоящей работы несколько выходит за пределы направления, в котором приходилось работать раньше.
Необходимость в оценке современного состояния знаний по теме исследования возникает у каждого специалиста перед началом любой новой работы. Именно такая оценка обычно служит основанием для уточнения темы работы, формулирования ее основных задач, составления плана работы.
Поиск известных решений поставленной задачи необходим уже в процессе начавшейся работы по теме. Он нужен для того, чтобы, как говорится в известной поговорке, «не изобретать деревянный велосипед». Это выражение возникло в начале века, когда на всемирную выставку в Париже приехал житель далекой Азии, чтобы продемонстрировать созданный им и искусно изготовленный из бамбуковых палочек Двухколесный экипаж. Изобретатель был потрясен, сопоставив свое неуклюжее детище с металлическими велосипедами на резиновом ходу, уже распространенными в то время в Европе. Таким образом, смысл поговорки не в том, чтобы не изобретать вообще новый велосипед, а в том, чтобы не изобретать именно деревянный велосипед, т. е. чтобы не изобретать уже изобретенное, да еще на более низком уровне. Возможность оказаться в подобной ситуации недопустима для настоящего специалиста. Поэтому, несмотря на все трудности, связанные с большим объемом имеющейся в мире научно-технической информации, инженер или исследователь стремится своей работой над литературой свести к минимуму возможность такой ситуации. Да и нерационально тратить силы время на уже решенные задачи в то время, когда перед наукой и техникой стоит множество нерешенных.
Систематический просмотр вновь появляющейся научно-технической информации по своей специальности является не только необходимостью для квалифицированного инженера или научного работника, но и его прямой обязанностью. Ведь тот, кто не воспринимает новой информации, отстает от уровня своей отрасли и, следовательно, утрачивает свою квалификацию.
Рассмотренные здесь цели работы специалиста с литературой достигаются различными путями. Мы познакомимся с ними позднее, а сейчас разберем, из чего же складывается информационный багаж специалиста.
в области тепловозостроения и локомотивного
хозяйства
Источниками и носителями научно-технической информации являются, в первую очередь, печатные издания, то есть то, что мы обычно называем научно-технической литературой. Это — книги, журналы, брошюры и т. д. Однако она (литература) не исчерпывает полностью понятия источников информации. Важную информацию содержат патенты и авторские свидетельства. Значительный объем знаний, как правило наиболее узко специальных и наиболее свежих, содержится в неопубликованных, так называемых рукописных (точнее машинописных) работах. К ним относятся:
отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках;
рукописи неопубликованных (вследствие своей узкой специальной направленности) статей и докладов, но депонированные ( принятые на хранение) редакциями журналов или органами научно-технической информации;
диссертации и авторефераты к ним, хранящиеся в библиотеках;
переводы статей из зарубежных источников, выполненные органами информации.
Научно-техническая литература любой отрасли знания включает в себя различные по содержанию и уровню изложения публикации. В качестве основных и наиболее характерных можно выделить следующие виды литературы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.