Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 15

Формы и методы работы специалиста с литературой разнообразны и могут в конкретных случаях существенно различаться. Все зависит от многих условий и обстоятельств и, первую очередь, от конкретного содержания и объема выполняемой работы или задачи, которую предстоит решать; в вторых, от того, кто будет изучать литературу: начинают специалист (студент, молодой инженер, аспирант) или опытный инженер, или научный работник, и от того, насколько знаком с состоянием отрасли знаний, к которой относится поставленная задача. Имеет значение и время, которым располагает исполнитель для решения своей задачи (неделя, меся семестр, год и т. д.).

Ясно, что возможно много разных сочетаний, а, следовательно, и могут быть разными ответы на поставленные выше вопросы. Опыт и знания, накопленные специалистом по предыдущей работе, сокращают для него и время поиска необходимой для новой задачи литературы и сужают рамки поиска, особенно если специалист выработал себе привычку сие тематически следить за новой, текущей литературой в свое области знаний или отрасли производства. Такая привычка быть в курсе всего нового в своей сфере, независимо от топ нужны эти сведения или нет в данный момент, является важной чертой любого настоящего специалиста: инженера или исследователя.

Таким образом, из многих конкретных целей работы специалиста с научно-технической литературой можно выделить, как основные, следующие, наиболее характерные:

общее (предварительное)  ознакомление с вопросом;

оценка современного состояния вопроса;

целенаправленный поиск конкретных решений поставлен­ной задачи;

систематический просмотр текущей литературы.

Необходимость общего ознакомления с вопро­сом чаще всего возникает у молодых специалистов, когда соб­ственных знаний еще недостаточно для того, чтобы обдумать план работы и наметить пути решения задачи. Типичные по­добные ситуации имеют место и в процессе обучения, когда студент получает задание на самостоятельную (в том числе дипломную) работу или аспирант уточняет тему своего иссле­дования, а начинающий инженер выполняет свои первые серь­езные проекты. Во всех этих случаях прежде всего необходимо именно общее ознакомление с вопросом, чтобы четко уяснить поставленную задачу, оценить ее корректность и предполагае­мый объем работы. Однако такую работу приходится делать не только начинающим. Довольно часто она необходима и опытным специалистам, когда тема предстоящей работы не­сколько выходит за пределы направления, в котором прихо­дилось работать раньше.

Необходимость в оценке современного состоя­ния знаний по теме исследования возникает у каждого специалиста перед началом любой новой работы. Именно та­кая оценка обычно служит основанием для уточнения темы работы, формулирования ее основных задач, составления пла­на работы.

Поиск известных решений поставленной задачи необходим уже в процессе начавшейся работы по теме. Он нужен для того, чтобы, как говорится в известной поговорке, «не изобретать деревянный велосипед». Это выражение воз­никло в начале века, когда на всемирную выставку в Париже приехал житель далекой Азии, чтобы продемонстрировать соз­данный им и искусно изготовленный из бамбуковых палочек Двухколесный экипаж. Изобретатель был потрясен, сопоста­вив свое неуклюжее детище с металлическими велосипедами на резиновом ходу, уже распространенными в то время в Ев­ропе. Таким образом, смысл поговорки не в том, чтобы не изобретать вообще новый велосипед, а в том, чтобы не изобре­тать именно деревянный велосипед, т. е. чтобы не изобретать уже изобретенное, да еще на более низком уровне. Возможность оказаться в подобной ситуации недопустима для настоящего специалиста. Поэтому, несмотря на все трудности, свя­занные с большим объемом имеющейся в мире научно-технической информации, инженер или исследователь стремится своей работой над литературой свести к минимуму возможность такой ситуации. Да и нерационально тратить силы время на уже решенные задачи в то время, когда перед нау­кой и техникой стоит множество нерешенных.

Систематический   просмотр   вновь появляющейся научно-технической информации по своей специальности является не только   необходимостью   для квалифицированного инженера или научного работника, но и его прямой обязан­ностью. Ведь тот, кто не воспринимает новой информации, отстает от уровня своей отрасли и,   следовательно, утрачивает свою квалификацию.

Рассмотренные здесь цели работы специалиста с литературой достигаются различными путями. Мы познакомимся с ними позднее, а сейчас разберем, из чего же складывается информационный багаж специалиста.

  1. Источники научно-технической информации

в области тепловозостроения и локомотивного

хозяйства

Источниками и носителями научно-технической информации являются, в первую очередь, печатные издания, то есть то, что мы обычно называем научно-технической литературой. Это — книги, журналы, брошюры и т. д. Однако она (литера­тура) не исчерпывает полностью понятия источников инфор­мации. Важную информацию содержат патенты и авторские свидетельства. Значительный объем знаний, как правило на­иболее узко специальных и наиболее свежих, содержится в неопубликованных, так называемых рукописных (точнее ма­шинописных) работах. К ним относятся:

отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-кон­структорских разработках;

рукописи неопубликованных (вследствие своей узкой спе­циальной направленности) статей и докладов, но депониро­ванные ( принятые на хранение) редакциями журналов или органами научно-технической информации;

диссертации и авторефераты к ним, хранящиеся в библиотеках;

переводы статей из зарубежных источников, выполненные органами информации.

Научно-техническая литература любой отрасли знания включает в себя различные по содержанию и уровню изложе­ния публикации. В качестве основных и наиболее характерных можно выделить следующие виды литературы: