Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 17

Основным реферативным изданием в СССР в области на УКИ и техники являются «Реферативные журналы» Всесоюзного института научной и технической информации  (ВИНИТИ), ГКНТ и Академии наук СССР. Реферативные журналы ВИНИТИ выпускаются по многим отраслям науки и техники.

Реферативный журнал «Железнодорожный транспорт» имеет периодичность 12 номеров в год и издается как в виде сводного тома, так и в виде отдельных выпусков по основным отраслям железнодорожного хозяйства. Информация в нашей области содержится в двух тематических выпусках журнала:

«Локомотивостроение и вагоностроение»;

«Техническая эксплуатация подвижного состава и тяга по­ездов».

Они, как и сводный том, имеют периодичность 12 номеров в год.

Реферативные издания периодического (журнального) ти­па в виде экспресс-информации под названиями «Железнодо­рожный транспорт» и «Железнодорожный транспорт за рубе­жом» выпускаются Центральным научно-исследовательским институтом информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ) МПС. В составе первого издания есть серия «Локомотивы и локомотивное хозяйство» — 4 выпуска в год, в составе второ­го — серия II «Подвижной состав Локомотивное и вагонное хозяйство» — 6 выпусков в год.

Продолжающиеся издания. Продолжающимися называют­ся издания одной и той же формы (обычно это сборники на­учных трудов), которые выходят в течение длительного вре­мени, имеют сквозную нумерацию, но выпускаются, в отличие от журналов, не строго регулярно. Здесь необходимо отметить следующие издания:

Труды МИИТа (и других транспортных вузов- ЛИИЖТа, ТашИИТа, ОМИИТа и т. д., а также межвузовские сборники),

Труды ВНИИЖТа.

Каждый из сборников трудов этих многоотраслевых орга­низаций имеет свою тематику. Отдельные сборники посвяща­ются вопросам локомотивов и локомотивного хозяйства. Раз в один-два года издается сборник трудов, включающий работы кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство МИИТа.

Труды Всесоюзного научно-исследовательского тепловоз­ного института (ВНИТИ) выпускаются примерно с периодич­ностью два сборника в год.

К продолжающимся относятся также обзорные выпуски отраслевых институтов технической информации, в частности Центрального научно-исследовательского института информа­ции и технико-экономических исследований по тяжелому и транспортному машиностроению (ЦНИИТЭИТяжмаш) — по тепловозам и двигателям внутреннего сгорания.

  1. Работа с литературой

Работа с учебником. Общий подход к работе с литературой к моменту изучения данного курса должен быть уже освоен студентом, ибо нельзя учиться, не работая с книгой, не поль­зуясь библиотекой. В то же время технология любой личной работы, в том числе и чтения, проработки литературы, всегда индивидуальна. Каждый человек вырабатывает в соответст­вии со своими способностями, привычками свои методы про­работки и изучения литературы. Поэтому подробные рецепты здесь вряд ли полезны что хорошо одному, может не приго­диться другому.

Если иметь в ВИДУ изучение учебника, то наиболее общие рекомендации сводятся обычно к следующему. Любой текст, который надо осмыслить, надо прочитать, по крайней мере, два раза. Это не значит, что читать надо просто два раза, да подряд, как обычно делает человек, пытающийся что-то меха­нически запомнить.

Первый раз надо прочитать материал бегло или просто просмотреть. Это нужно для того, чтобы получить общее представление об изучаемом материале, его объеме, структуре, сти­ле изложения. На данной стадии это позволяет оценить трудность предстоящей работы и время, которое на нее потребует­ся В то же время беглый просмотр позволяет выделить из текста знакомые и незнакомые положения, понятные и непонят­ные места. Он помогает установить, что же наиболее важно в изучаемом материале.

После этого можно приступать собственно к изучению, то есть вдумчивому и внимательному прочтению материала и его осмысливанию. Полезно, если в тексте встречается что-то важное. выписать это в свой конспект или на отдельный лис­ток. Такие записи будут полезны особенно впоследствии. когда к тексту придется возвращаться.

После внимательного прочтения материала полезно еще раз бегло его просмотреть уже с точки зрения оценки уровня своего понимания изученного.

Все что сказано об изучении учебных материалов в прин­ципе относится и к изучению любой научно-технической информации, хотя подход и технология работы могут быть ми в зависимости от цели и содержания работы.

Изучение монографии требует значительно большего времени, чем журнальной статьи, но алгоритм изучения может быть тот же.

Общее ознакомление с вопросом удобно начинать или учебника, если материал совсем незнаком, или с какой-то на­иболее общей монографии по теме. Общее   представление вопросе, о его теоретических основах и истории развития, пот лученное по такой книге, может быть дополнено изучением дополнительной литературы, которую в этом случае можно выбрать из библиографии (списка литературы, который всегда есть в конце книги). На начальной стадии работы, в первую очередь, важно получить представление именно о теоретических основах изучаемого вопроса. Их общее понимание облегчит изучение истории развития взглядов на этот вопрос.

Поиск и подбор литературы по теме могут быть начаты таким же путем с библиографического списка в той монографии по данной теме, которую удастся найти. Ознакомление литературой из этого списка позволит найти новые ссылки продолжить изучение вопроса. Однако надо заметить, что такой путь полезен именно для подробного изучения вопроса, включая его историю, так как каждая последующая ссылка будет относиться к все более и более давнему времени.

Оценка современного состояния вопроса на основе только книг сделана быть не может. Любая книга создается автором в течение не одного года и затем один-два года находится в работе в издательстве. За это время по любому вопросу могут появиться новые материалы в периодической литературе.