Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 11

В качестве конкретного примера приведем возможную руб­рикацию исследовательских работ, связанных с созданием но­вых тепловозов, в которых участвует кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа и ее научно-исследователь­ские лаборатории.

Направление. Создание и освоение производства мощ­ных магистральных тепловозов.

Такая задача поставлена перед промышленностью и транс­портом «Основными направлениями развития народного хозяй­ства СССР на 1981 — 1985 гг. и до 1990 года», принятыми XXVI съездом КПСС. Эта широкая задача, определяющая цель работы всей отрасли тепловозостроения на длительный период, распадается на ряд сложных проблем, связанных с ра­ботами по дизелю, передаче, экипажной части грузовых и пас­сажирских тепловозов. Одной из них можно назвать следую­щую.

Проблема. Создание и освоение производства пассажирского тепловоза мощностью 4400 кВт (6000 л. с.). В числе задач (подпроблем), определяющих решение проблемы, мож­но назвать вопрос повышения эффективности охлаждающих устройств дизеля.

Подпроблема Совершенствование охлаждающие устройств (ОУ) мощных тепловозов.

Эта задача решается разными путями, в числе которых при­менение воздухо-воздушных охладителей наддувочного воздуха  (ОНВ). Поэтому в координационных планах НИР по этой подпроблеме есть следующая тема.

Тема.   Разработка воздухо-воздушного ОНВ.

Решение этой задачи требует исследований в разных на­правлениях: поиск оптимальных параметров ОНВ, его конструктивное оформление, технология изготовления

Работа    Оптимизация параметров ОНВ.

Выполнение данной НИР состоит яз нескольких последова­тельных этапов, например:

Этап 1. Разработка метода расчета ОНВ.

Этап 2. Разработка математической модели ОНВ

Этап 3. Оптимизация параметров ОНВ по выбранным критериям с помощью ЭВМ.

Классификация научных исследований. Выше была рассмот­рена структура научных исследований по форме и уровню Рассмотрим классификацию НИР по существу, то есть по и* содержанию и целевому назначению.

НИР можно классифицировать по ряду признаков. Рас­смотрим важнейшие из них.

Метод исследования По этому признаку НИР мо­гут быть:

теоретические (примерами таких работ могут быть следующие: «Анализ возможностей создания новых типов локомоти­вов», «Выбор параметров перспективных локомотивов», «Раз­работка методов расчета» и т. п.);

теоретико-экспериментальные (примером может быть рас­смотренное выше «Совершенствование охлаждающих устройств дизелей тепловозов». Для выполнения этой НИР наряду с тео­ретическим анализом необходимо проведение эксперименталь­ных работ по оценке, например, теплофизических характерис­тик ОУ);

экспериментальные (к таким работам можно отнести мно­гие исследования, выполняемые непосредственно в эксплуата­ционных (условиях .или на натурных локомотивах, например: «Оценка надежности и долговечности ходовых частей конкрет­ного локомотива», «Исследование воздействия на путь» этого локомотива и т. п.).

Целевое назначение. По этому признаку НИР де­лятся на:

фундаментальные (или теоретические — не только по ме­тоду, как отмечалось выше, но и по содержанию) — это рабо­ты, направленные на ускорение научно-технического прогрес­са в широком смысле, на постановку новых проблем, выработ­ку принципов, законов, теорий;

прикладные. Они связаны с практическим применением ре­зультатов фундаментальных исследований, направлены на по­иски путей реализации в конкретных приложениях новых прин­ципов и идей, то есть возможности создания новых машин,' по­вышения их эффективности и т. д.;

разработки или опытно-конструкторские работы (ОКР), связанные непосредственно с практической реализацией ре­зультатов фундаментальных и прикладных НИР в виде конк­ретных машин, процессов, способов,

Большая часть НИР в области техники, в том числе и в отрасли тепловозостроения и тепловозной тяги, относится к прикладным исследованиям и разработкам.

Диапазон исследования объекта. Различа­ют исследования:

комплексные, в которых всесторонне изучаются свойства исследуемого объекта (например поиск резервов повышения про­изводительности локомотивов или повышение топливной эконо­мичности тепловозов);

частные, в которых изучается одно свойство   (или группа близких однородных свойств)  объекта. Например, уменьшение воздействия на путь конкретного тепловоза.

Степень    важности.    Этот  признак  делит  НИР  на работы:

важнейшие — работы государственного значения, включае­мые в общегосударственные планы, выполняемые по заданиям правительства, по планам, утверждаемым Академией наук СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике;

отраслевые (министерские, ведомственные), выполняемые по планам и заданиям соответствующих министерств и ве­домств. В рамках планов министерств работы также могут подразделяться по уровню их относительной важности. Так, в Министерстве путей сообщения СССР ежегодно утверждаются планы научно-исследовательских работ трех уровней:

1) план основных НИР министерства, утверждаемый мини­стром путей сообщения СССР;

2) план НИР МПС, утверждаемый замести голом министра и составленный Главным техническим управлением МПС и

3) планы НИР и ОКР по главкам, в частности по Главному управлению локомотивного хозяйства МПС;

внутренние, выполняемые научными учреждениями и вузами по собственным планам и по заказам других организации и предприятий. Обычно на этом уровне выполняются или, точ­нее, начинается выполнение поисковых работ для создания на­учного задела, а также проводятся инициативные ОКР для конкретных заказчиков или работы, связанные с внедрением результатов ранее выполненных НИР, если внедрение прово­дится в локальном масштабе.

Источник финансирования. По этому признаку НИР делят на работы:

госбюджетные, выполняемые силами научных учреждении и вузов за счет средств, выделяемых им по государственном}, бюджету;

хоздоговорные, выполняемые этими же организациями за 1'чет дополнительных внебюджетных средств по хозяйственным ^говорам с промышленными и транспортными предприятиями. По условиям такого договора заказчик берет на себя полное финансирование работы, выполняемой по его заданию, и полу­чает право использовать ее результаты.