В качестве конкретного примера приведем возможную рубрикацию исследовательских работ, связанных с созданием новых тепловозов, в которых участвует кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» МИИТа и ее научно-исследовательские лаборатории.
Направление. Создание и освоение производства мощных магистральных тепловозов.
Такая задача поставлена перед промышленностью и транспортом «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1981 — 1985 гг. и до 1990 года», принятыми XXVI съездом КПСС. Эта широкая задача, определяющая цель работы всей отрасли тепловозостроения на длительный период, распадается на ряд сложных проблем, связанных с работами по дизелю, передаче, экипажной части грузовых и пассажирских тепловозов. Одной из них можно назвать следующую.
Проблема. Создание и освоение производства пассажирского тепловоза мощностью 4400 кВт (6000 л. с.). В числе задач (подпроблем), определяющих решение проблемы, можно назвать вопрос повышения эффективности охлаждающих устройств дизеля.
Подпроблема Совершенствование охлаждающие устройств (ОУ) мощных тепловозов.
Эта задача решается разными путями, в числе которых применение воздухо-воздушных охладителей наддувочного воздуха (ОНВ). Поэтому в координационных планах НИР по этой подпроблеме есть следующая тема.
Тема. Разработка воздухо-воздушного ОНВ.
Решение этой задачи требует исследований в разных направлениях: поиск оптимальных параметров ОНВ, его конструктивное оформление, технология изготовления
Работа Оптимизация параметров ОНВ.
Выполнение данной НИР состоит яз нескольких последовательных этапов, например:
Этап 1. Разработка метода расчета ОНВ.
Этап 2. Разработка математической модели ОНВ
Этап 3. Оптимизация параметров ОНВ по выбранным критериям с помощью ЭВМ.
Классификация научных исследований. Выше была рассмотрена структура научных исследований по форме и уровню Рассмотрим классификацию НИР по существу, то есть по и* содержанию и целевому назначению.
НИР можно классифицировать по ряду признаков. Рассмотрим важнейшие из них.
Метод исследования По этому признаку НИР могут быть:
теоретические (примерами таких работ могут быть следующие: «Анализ возможностей создания новых типов локомотивов», «Выбор параметров перспективных локомотивов», «Разработка методов расчета» и т. п.);
теоретико-экспериментальные (примером может быть рассмотренное выше «Совершенствование охлаждающих устройств дизелей тепловозов». Для выполнения этой НИР наряду с теоретическим анализом необходимо проведение экспериментальных работ по оценке, например, теплофизических характеристик ОУ);
экспериментальные (к таким работам можно отнести многие исследования, выполняемые непосредственно в эксплуатационных (условиях .или на натурных локомотивах, например: «Оценка надежности и долговечности ходовых частей конкретного локомотива», «Исследование воздействия на путь» этого локомотива и т. п.).
Целевое назначение. По этому признаку НИР делятся на:
фундаментальные (или теоретические — не только по методу, как отмечалось выше, но и по содержанию) — это работы, направленные на ускорение научно-технического прогресса в широком смысле, на постановку новых проблем, выработку принципов, законов, теорий;
прикладные. Они связаны с практическим применением результатов фундаментальных исследований, направлены на поиски путей реализации в конкретных приложениях новых принципов и идей, то есть возможности создания новых машин,' повышения их эффективности и т. д.;
разработки или опытно-конструкторские работы (ОКР), связанные непосредственно с практической реализацией результатов фундаментальных и прикладных НИР в виде конкретных машин, процессов, способов,
Большая часть НИР в области техники, в том числе и в отрасли тепловозостроения и тепловозной тяги, относится к прикладным исследованиям и разработкам.
Диапазон исследования объекта. Различают исследования:
комплексные, в которых всесторонне изучаются свойства исследуемого объекта (например поиск резервов повышения производительности локомотивов или повышение топливной экономичности тепловозов);
частные, в которых изучается одно свойство (или группа близких однородных свойств) объекта. Например, уменьшение воздействия на путь конкретного тепловоза.
Степень важности. Этот признак делит НИР на работы:
важнейшие — работы государственного значения, включаемые в общегосударственные планы, выполняемые по заданиям правительства, по планам, утверждаемым Академией наук СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике;
отраслевые (министерские, ведомственные), выполняемые по планам и заданиям соответствующих министерств и ведомств. В рамках планов министерств работы также могут подразделяться по уровню их относительной важности. Так, в Министерстве путей сообщения СССР ежегодно утверждаются планы научно-исследовательских работ трех уровней:
1) план основных НИР министерства, утверждаемый министром путей сообщения СССР;
2) план НИР МПС, утверждаемый замести голом министра и составленный Главным техническим управлением МПС и
3) планы НИР и ОКР по главкам, в частности по Главному управлению локомотивного хозяйства МПС;
внутренние, выполняемые научными учреждениями и вузами по собственным планам и по заказам других организации и предприятий. Обычно на этом уровне выполняются или, точнее, начинается выполнение поисковых работ для создания научного задела, а также проводятся инициативные ОКР для конкретных заказчиков или работы, связанные с внедрением результатов ранее выполненных НИР, если внедрение проводится в локальном масштабе.
Источник финансирования. По этому признаку НИР делят на работы:
госбюджетные, выполняемые силами научных учреждении и вузов за счет средств, выделяемых им по государственном}, бюджету;
хоздоговорные, выполняемые этими же организациями за 1'чет дополнительных внебюджетных средств по хозяйственным ^говорам с промышленными и транспортными предприятиями. По условиям такого договора заказчик берет на себя полное финансирование работы, выполняемой по его заданию, и получает право использовать ее результаты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.