4. Галабурда В. Г., Майданов А Д. Основы научных исследований: Учеб. пособие. Ч. II.— М.: МИИТ, 1981.— 39 с.
Сведения о статье из периодического (или продолжающегося) издания должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), год выпуска, том (если необходимо), номер журнала или выпуска, номера страниц, на которых помещается статья (первая — последняя).
Описания всех статей (так же, как и книг) даются на языке подлинника.
Примеры.
1. Коссов Е. Е Оптимизация работы тепловозного дизель-генератора.— Межвузовский сб. науч. тр., МИИТ, 1982, вып. 700, с. 8—22.
2. Соколов С. С., Власов Л И. Выбор оптимальной по экономичности тепловозной характеристики.— Двигателестроение, 1980, № 10, с. 3—6.
Структура обзора зависит от автора. Однако ему самому и читателям (в том числе и преподавателям кафедры, читающим работы своих студентов) будет удобна следующая последовательность изложения результатов изучения литературы по теме (она совпадает с последовательностью изучения материала), а именно:
краткое изложение общепринятой точки зрения на теорию н актуальность изучаемого вопроса;
краткое изложение истории вопроса, включая изменения на к нему со стороны предыдущих исследователей, и краткая характеристика и вклада в решение поставленной проблемы;
критическая оценка современного состояния вопроса последним работам;
выводы из анализа литературы с обоснованием задач стоящего исследования.
Особенности обзора литературы. Конкретные формы обзора литературы по конкретной теме зависят от ее содержание объема изучаемых источников и непосредственно — от цели работы.
В научно-исследовательских работах обзор литературы называют иногда аналитическим. Этим подчеркивается его цел* не просто перечисление имеющихся источников или изложение их содержания, а именно анализ, разбор этого содержания.
Обзор составляется на основе заметок, которые делаем исследователь, изучая литературу.
При изучении материалов предыдущих исследований важно обращать внимание (а в последствии отразить их в обзоре) на следующие стороны их содержания:
целевая установка. Разные цели вызывают у исследователей различный подход к вопросу, к оценке главного и второстепенного;
теоретические предпосылки. Изучающий должен определит свое отношение к ним: согласие или несогласие. От этого висит дальнейшая работа: придется ли идти тем же путем надо искать другой;
метод исследования;
принятые допущения и ограничения;
возможные погрешности результатов;
достоверность и обоснованность выводов.
Разумеется, не каждая работа заслуживает такого подробного разбора. Это относится к наиболее полным исследованиям.
Многие источники (статьи, отчеты) посвящаются отдельным частным вопросам, уточнению деталей предыдущего исследования. Главное в анализе таких работ — оценка их убедительности и достоверности.
Необходимо отметить особо, что критическая оценка чужих работ налагает на исследователя большую ответственность. Обнаружив какие-то ошибки или неточности в источниках надо, с одной стороны, тщательно убедиться в том, нет ли здесь собственной ошибки, неправильного понимания и перепроверить себя. А затем посмотреть, какое влияние обнаруженная ошибка может оказать на конечный результат: существенное или несущественное и в зависимости от этого решить, нужно ли обращать на нее внимание.
С другой стороны — ошибки, обнаруживаемые при изучении литературы, особенно за длительный период времени, могут вообще быть не ошибками, а заблуждениями, являющимися следствием состояния вопроса в то время. Время идет быстро, новые исследователи создают новые теории рассматриваемого вопроса, опровергают или уточняют предыдущие работы. Поэтому абсолютно правильная в свое время работа может сегодня нам казаться глубоко ошибочной. Но не надо в этом винить ее автора.
Цель анализа литературы — обосновать свой подход к решению вопроса, определить пути этого решения — не должна лишать автора объективности. Очень часто глубокая убежденность в правильности своего пути, несомненная для автора, «е является такой для других специалистов. Поэтому анализируя работы других авторов, надо не забывать о возможности своих заблуждений и стремиться критически осмысливать свои собственные суждения. Недостаточная критичность к собственным представлениям — наиболее частая ошибка молодых специалистов.
1. Н о в и к о в Э. А., Е г о р о в В. С. Информация и исследователь —Л Наука, Ленинград, отд., 1974 — 190 с. Академия наук СССР: Сер. Проблемы современной науки и технического прогресса.
В книге рассматриваются подробная классификация научно-технической информации, пути поиска и методы работы с источниками. Дано описание системы научно-технической информации СССР.
2. Тепловозы: конструкция, теория и расчет/Под ред. Н. И. Панова М.: Машиностроение, 1976.— 544 с.
В этой книге — наиболее фундаментальной монографии по тепловозам — приведена обширная библиография (189 наименований), которая может служить отправной точкой поиска литературы по любой тепловоз ной теме.
3. Развитие локомотивной тяги/Под ред. Н. А Фуфрянского i< А. Н Бевзенко — М.: Транспорт, 1982. — 303 с,
В книге приведен достаточно подробный список литературы, отражаю Щей исследования по совершенствованию тепловозов, выполненные в основном в последние годы.
Глава 4
ИНЖЕНЕРНЫЙ И НАУЧНЫЙ ПОИСК
1. Поиск идей и решений как научно-техническое творчество
Поиск идеи — самый трудный элемент работы инженера или исследователя при разработке новой конструкции или решении научно-технической задачи. Трудный потому, что наиболее неопределенный. Надо найти идею или решение, но ведь какие они, неизвестно потому, что решения нужны новые, ранее не встречавшиеся. Это существенно отличает работу проектировщика и исследователя от других лиц, у которых поиск может быть профессией. Так, геолог ищет месторождения полезных ископаемых, чаще всего конкретных, и он знает, что ему надо найти. Капитан рыболовного судна в океане ищет рыбу, тоже конкретную, астроном систематическими наблюдениями ищет изменения в картине конкретного участка звездного неба. Все это поиск, но поиск конкретных определенных объектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.