Автор специально подчеркивает, что моторесурс зависит от D и n и практически не зависит от средней скорости поршня сm. Численные значения коэффициента k в литературе отсутствуют. Однако выражение (3.5) можно использовать для оценки относительного ресурса одного и того же двигателя (R0 — известная долговечность основной модели). Применим его для сравнительного анализа ресурса различных модификаций дизелей рода Д49
В этом случае, так как размеры двигателя ( D) неизменны,
(3.6)
Из выражений (3.5) и (3.6) очевидно, что с увеличением Nец обратно пропорционально сокращается долговечность двигателя. Исходные данные и результаты подсчетов приведены в табл. 8.8. Ресурс двигателя 5Д49 тепловоза 2ТЭ116 принят за единицу.
Таблица 8.8
Относительный ресурс различных модификаций дизеля Д49
Тепловоз |
Ne |
z |
Nец |
n |
|
2ТЭ116 |
3000 |
16 |
187,5 |
1000 |
1 |
ТЭМ7 |
2000 |
12 |
167 |
1000 |
1,122 |
— |
3000 |
12 |
250 |
1000 |
0,750 |
2ТЭ121 |
4000 |
16 |
250 |
1000 |
0,750 |
ТЭП75А |
6000 |
20 |
300 |
1000 |
0,625 |
ТЭ136, ТЭП75 |
6000 |
20 |
300 |
1100 |
0,517 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Курии А. А. Тепловозные дизели и их мощностные ряды.—М.: Машиностроение, 1967.—252 с.
Хотя книга написана почти 20 лет назад, материалы автора по знали эту тенденций развития тепловозного дизелестроения и основных параметров дизелей не потеряли своего значения
2. Развитие и совершенствование тепловозной тяги/Под ред. Н. А. Фуфрянского — М.: Транспорт, 1969.—304 с.
В книге имеется глава «Характеристики современных и перспективных тепловозных дизелей», написанная проф. Володиным А. И. Она содержи! подробный анализ основных параметров тепловозных дизелей (естест1оьно, на уровне 19Ь5—1970 гг.). Методология анализа может быть использована для исследования тенденций развития на основе современных данных. Рассматривая влияние параметров дизеля на его моторесурс, автор ссылается на формулу (3.7), которую привел Гинзбург Б. Я. в статье «О критерии износа и долговечности двигателя внутреннего сгорания» (Вестник машиностроения, 1950, № 7).
3. Весовые показатели основных агрегатов и узлов тепловозов и пути снижения их металлоемкости./Б. В. Нагорный, В. Г. П е р ф и л о г и др. — Транспортное оборудование.— М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1982. № ЗЬ — 40 с.
Дан анализ весогабаритных показателей тепловозов к СССР и за рубежом. Приведены результаты расчета ожидаемой величины массы тепло-лозного дизеля мощностью 4400 кВт (6000 л. с.) в зависимости от диаметра цилиндра и среднего эффективного давления. Расчеты исходят из принятой авторами величины литровой массы двигателя — 70—90 кг/л.
4. Моисеев Г. А. Секционная мощность тепловозов и проблемы надежности.
Эта книга уже упоминалась в списке литературы предыдущего параграфа [3], где дано ее описание В ней обобщен обширный фактический материал и детально рассмотрены тенденции изменения показателей форсирования и весогабаритные характеристики тепловозных дизелей.
5. Дизели. Справочник. 3-е изд./Под ред. В А. Вашнейша, Н. Н. Иванченко, Л. К. Коллерова.— Л. Машиностроение, 1977.— 480 с
В главе II справочника изложены представления специалистов о взаимосвязи рабочих размеров дизелей с их энергетическими и весовыми показателями.
6. Бордуков В. Т., Федышин В. И. Создание дизелей с улучшенной экономичностью и увеличенным ресурсом работы—Двигатели внутреннего сгорания.— М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1982, № 33.— 36 с.
Приведен обзор тенденций развития, в том числе и тепловозных дизелей.
7. Перфилов В. Г. Оценка массы дизеля при проектировании нового тепловоза.— Тр. ВНИТИ, вып. 54.— Коломна, 1981.— с. 156—159.
В статье приведены весовые показатели ряда отечественных и зарубежных тепловозных дизелей. Автор считает, что прочность и ресурс дизеля характеризует литровая масса, значения которой меняются в узком диапазоне. Показан рост массы дизеля с увеличением диаметра цилиндра.
1. По данным табл. 8.6 подсчитать значения относительных показателей:
цилиндровой мощности Nец;
поршневой мощности Nп;
литровой мощности Nл = Nец /Vh, где
S – рабочий объем цилиндра, дм3;
литровой массы Мл., = M/(Vhz);
средней скорости поршня сm;
показателя форсировки ре сm ;
для основных типов четырехтактных тепловозных дизелей повышенной оборотности. Проанализировать результаты и определить усредненные значения показателей Nп, Nец ,
cm , pe cm, Mл .
2. Приняв средний уровень литровой мощности Nл »19 л. с./л, построить зависимость цилиндровой мощности Nец от диаметра цилиндра (в пределах изменения D от 20 до 35 см). Предварительно надо подсчитать рабочие объемы цилиндров
(при S/D = 1).
Определить значения диаметра цилиндра для обеспечения величины цилиндровой мощности Nец, равной 333 и 375 л. с.
3. Приняв среднее значение литровой массы четырехтактного тепловозного дизеля Мл » 80 кг/дм3, построить зависимость массы четырехтактного тепловозного дизеля от диаметра его цилиндра. Определить максимально допустимые значения диаметра цилиндра D при условиях М £28т и М £ 32т (при 16 цилиндрах). Определить величину мощности дизеля соответствующую этим ограничениям.
4. Построить зависимость мощности тепловозного дизеля Ne от диаметра цилиндра D при одинаковом относительном
ресурсе ( = 1). Принять, как подразумевалось ранее S/D = I.
Изучение краткого курса «Основ научных исследований» не могло ставить задачи сделать из студента научного работника (или даже только подготовить его к этой деятельности) так же, как и изучение курса математики не ставит задачи сделать студента математиком.
Однако понимание специфики научной работы облегчает деятельность инженера и помогает ему повысить эффективность собственной деятельности. Научный подход к делу повышает уровень и делает творческой любую инженерную работу
Дело теперь за тем, чтобы освоить и применять такой научный подход к своей дальнейшей учебе и работе
1. Сиденко В. М., Г р у ш к о И. М. Основы научных исследований -Харьков: Виш. школа, 1978— 200 с.
2. Попов В. Н., Бланк И А., И в а н и ц к и и В. И, Основы научных исследований.— Киев; Виш. школа, 1982.— 200 с.
А. Задания для самостоятельной работы по курсу
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.