Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 22

Подобный метод применим, главным образом, к решению инженерных вопросов, преимущественно производственно-ор­ганизационного плана.

Примером коллективного поиска решений типа «мозговой атаки», только в другой области, являются конкурсы «знато­ков» в популярной телепередаче «Что, где, когда?» Можно ви­деть, что «знатоки» добиваются успеха, когда принимают во внимание все высказывания всех участников, и терпят пора­жение, если вместо генерирования новых идей, начинают кри­тиковать или разбирать какую-либо одну. При ограниченном времени поиска это сразу снижает эффективность творческого процесса.

Формирование идеи по алгоритму. Сущность подобных методов состоит в использовании определенной фор­мальной последовательности (алгоритма) поиска решения. В нашей литературе эти методы применительно к решению изобретательских задач разрабатывались Г. С. Альтшуллером [2, 3], имеется ряд переводных работ [4 — 7].

Методы формирования идеи по алгоритму состоят, с одной стороны, в систематизации известных приемов, принципов ре­шения технических задач.

Любая инженерно-техническая задача    сводится к устрнению противоречий. В качестве примеров приведем несколь­ко принципов получения новых технических решений:

дробление объекта на независимые части (положим, ин­дивидуальный привод ведущих осей у тепловоза вместо груп­пового — у паровоза) и обратный принцип;

объединение однородных объектов или функций (центра­лизованная система охлаждения всех тяговых электрических машин тепловоза).

Рассматриваются также принципы отделения от объекта мешающих свойств (переход на электрическую тягу снимает ограничение локомотива по источнику энергии или запасу топ­лива), местного качества (сменяемые бандажи, вкладыши подшипников), совмещение функций (охлаждение рабочим воздухом средней части цилиндра двигателя типа ДШО), предварительного напряжения (железобетонные конструк­ции), инверсии, аналогии и т. д.

С другой стороны, рекомендуется последовательность ис­пользования этих принципов. Например, последовательная по­становка вопросов:

что здесь не так? (необходимо привести полный перечень недостатков данного объекта);

как можно улучшить? (перечислить все возможные пути, независимо от их осуществимости) дает возможность на материалах ответов применять принципы, примеры которых приводились выше.

Систематический перебор комбинаций воз­можен при их ограниченном количестве. Для этого состав­ляется своего рода матрица идей и рассматриваются все воз­можные сочетания.

Этот способ позволяет гарантировать исключение пропу­ска какого-либо варианта, но его трудоемкость, естественно, возрастает с увеличением размерности матрицы комбинаций

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матейко А. Условия творческого труда/Пер с польск— М Мир, 1970.— 300 с.

Одна глава книги посвящена специфике творческого труда, в ней обобщены мнения многих специалистов о существе творческого процесса

2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. —М,- Моск. рабочие 1969.— 272 с.

Как явствует из названия, в книге подробно излагается разработанный автором алгоритм поиска технических идей. Приведено множество приме ров творческого решения технических задач.

3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука.— М Сов. радио, 1979.— 180 с. (Кибернетика).

С учетом нового опыта рассматриваются идеи, изложенные в предыдущей книге. В книге есть краткий   анализ методов   активизации поиска идей. Автор  формулирует свою теорию решения  изобретательских задач, объясняет 40 основных приемов их решения. В книге разработаны 70 задач из различных сфер инженерной деятельности.

4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование Системный под ход/Пер, с польск.— М.: Мир, 1981.—454 с.

В книге излагается методология инженерного творчества Автор — из­вестный польский ученый — построил ее в стиле учебного конспекта. Не­смотря на то, что в книге употребляется много новых терминов, прочитать ее полезно. В ней много примеров. Постоянно подчеркивается необходимость системного подхода в решении любой инженерной задачи.

5. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование Современные методы проектного анализа/Пер, с англ.-— М Мир, 1976 — 374 с.

В книге на примерах излагается алгоритмический подход к поиску творческих решений.

6. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках/ Пер. с немецкого.— М.: Радио и связь, 1984.— 144 с

В отличие от работ [2 — 5] автор, излагая рекомендуемые им методы поиска решений, подчеркивает не формальный, а творческий подход инже­нера к их выбору. Его вывод (книга так и называется по-немецки) • «Методы надо применять».

7. П о и а Д. Математическое открытие: Решение задач, основные по­нятия, изучение преподавания/Пер. с англ. 2-е изд.— М- Наука, 1976.— 448 с.

Книга известного математика,  венгра по  происхождению,  посвящена математике. 

Однако много внимания уделено  повышению эффективности мыслительной деятельности вообще, и ее полезно прочитать человек), готовящему себя к умственному труду. Достаточно перечислить наименования некоторых ее разделов (гл. 8— План и программа; гл. 10 — Зарождение идеи; гл. 11 — Умственная работа, гл. 12 — Дисциплина ума, 1л. 13— Законы открытия; гл   15 — Догадка и научный метод), чтобы показать, что их содержание прямо относится к теме данной главы

8. Г и л ь д е В., Ш т а р к е К. Д. Нужны идеи/Пер. с нем.— М . Мир, 1973.— 64 с.

В этой небольшой брошюре в занимательной форме рассказывался о применении одной из форм коллективного творчества, которую авторы называют «конференцией идей».

9. X и л л П Наука и искусство проектирования Методы проектирования, научное обоснование решений/Пер, с англ.— М.: Мир, 1973.— 262 г

Во второй главе книги подробно рассмотрен творческий этап работы инженера и методы повышения ее эффективности. Книга интересна и в остальных своих разделах, где рассматриваются процесс проектирования методы анализа и усовершенствования конструкций, в ней много нагляд­ных примеров,

Глава   5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Цели анализа. Формулировка задачи