Подобный метод применим, главным образом, к решению инженерных вопросов, преимущественно производственно-организационного плана.
Примером коллективного поиска решений типа «мозговой атаки», только в другой области, являются конкурсы «знатоков» в популярной телепередаче «Что, где, когда?» Можно видеть, что «знатоки» добиваются успеха, когда принимают во внимание все высказывания всех участников, и терпят поражение, если вместо генерирования новых идей, начинают критиковать или разбирать какую-либо одну. При ограниченном времени поиска это сразу снижает эффективность творческого процесса.
Формирование идеи по алгоритму. Сущность подобных методов состоит в использовании определенной формальной последовательности (алгоритма) поиска решения. В нашей литературе эти методы применительно к решению изобретательских задач разрабатывались Г. С. Альтшуллером [2, 3], имеется ряд переводных работ [4 — 7].
Методы формирования идеи по алгоритму состоят, с одной стороны, в систематизации известных приемов, принципов решения технических задач.
Любая инженерно-техническая задача сводится к устрнению противоречий. В качестве примеров приведем несколько принципов получения новых технических решений:
дробление объекта на независимые части (положим, индивидуальный привод ведущих осей у тепловоза вместо группового — у паровоза) и обратный принцип;
объединение однородных объектов или функций (централизованная система охлаждения всех тяговых электрических машин тепловоза).
Рассматриваются также принципы отделения от объекта мешающих свойств (переход на электрическую тягу снимает ограничение локомотива по источнику энергии или запасу топлива), местного качества (сменяемые бандажи, вкладыши подшипников), совмещение функций (охлаждение рабочим воздухом средней части цилиндра двигателя типа ДШО), предварительного напряжения (железобетонные конструкции), инверсии, аналогии и т. д.
С другой стороны, рекомендуется последовательность использования этих принципов. Например, последовательная постановка вопросов:
что здесь не так? (необходимо привести полный перечень недостатков данного объекта);
как можно улучшить? (перечислить все возможные пути, независимо от их осуществимости) дает возможность на материалах ответов применять принципы, примеры которых приводились выше.
Систематический перебор комбинаций возможен при их ограниченном количестве. Для этого составляется своего рода матрица идей и рассматриваются все возможные сочетания.
Этот способ позволяет гарантировать исключение пропуска какого-либо варианта, но его трудоемкость, естественно, возрастает с увеличением размерности матрицы комбинаций
1. Матейко А. Условия творческого труда/Пер с польск— М Мир, 1970.— 300 с.
Одна глава книги посвящена специфике творческого труда, в ней обобщены мнения многих специалистов о существе творческого процесса
2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. —М,- Моск. рабочие 1969.— 272 с.
Как явствует из названия, в книге подробно излагается разработанный автором алгоритм поиска технических идей. Приведено множество приме ров творческого решения технических задач.
3. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука.— М Сов. радио, 1979.— 180 с. (Кибернетика).
С учетом нового опыта рассматриваются идеи, изложенные в предыдущей книге. В книге есть краткий анализ методов активизации поиска идей. Автор формулирует свою теорию решения изобретательских задач, объясняет 40 основных приемов их решения. В книге разработаны 70 задач из различных сфер инженерной деятельности.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование Системный под ход/Пер, с польск.— М.: Мир, 1981.—454 с.
В книге излагается методология инженерного творчества Автор — известный польский ученый — построил ее в стиле учебного конспекта. Несмотря на то, что в книге употребляется много новых терминов, прочитать ее полезно. В ней много примеров. Постоянно подчеркивается необходимость системного подхода в решении любой инженерной задачи.
5. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование Современные методы проектного анализа/Пер, с англ.-— М Мир, 1976 — 374 с.
В книге на примерах излагается алгоритмический подход к поиску творческих решений.
6. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках/ Пер. с немецкого.— М.: Радио и связь, 1984.— 144 с
В отличие от работ [2 — 5] автор, излагая рекомендуемые им методы поиска решений, подчеркивает не формальный, а творческий подход инженера к их выбору. Его вывод (книга так и называется по-немецки) • «Методы надо применять».
7. П о и а Д. Математическое открытие: Решение задач, основные понятия, изучение преподавания/Пер. с англ. 2-е изд.— М- Наука, 1976.— 448 с.
Книга известного математика, венгра по происхождению, посвящена математике.
Однако много внимания уделено повышению эффективности мыслительной деятельности вообще, и ее полезно прочитать человек), готовящему себя к умственному труду. Достаточно перечислить наименования некоторых ее разделов (гл. 8— План и программа; гл. 10 — Зарождение идеи; гл. 11 — Умственная работа, гл. 12 — Дисциплина ума, 1л. 13— Законы открытия; гл 15 — Догадка и научный метод), чтобы показать, что их содержание прямо относится к теме данной главы
8. Г и л ь д е В., Ш т а р к е К. Д. Нужны идеи/Пер. с нем.— М . Мир, 1973.— 64 с.
В этой небольшой брошюре в занимательной форме рассказывался о применении одной из форм коллективного творчества, которую авторы называют «конференцией идей».
9. X и л л П Наука и искусство проектирования Методы проектирования, научное обоснование решений/Пер, с англ.— М.: Мир, 1973.— 262 г
Во второй главе книги подробно рассмотрен творческий этап работы инженера и методы повышения ее эффективности. Книга интересна и в остальных своих разделах, где рассматриваются процесс проектирования методы анализа и усовершенствования конструкций, в ней много наглядных примеров,
Глава 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.