Русские инженеры-тяговики В. И. Лопушинский, А. С. Раевский, Е. Е. Нольштейн, М. В, Гололэбов, Б. С. Малаховский создали ряд новых конструкций в паровозостроении. В этой работе активно участвовали инженеры служб тяги многих железных дорог. Специалисты стремились к обмену опытом, совместному решению сложных вопросов. Первый съезд инженеров службы тяги в России был созван в 1879 г. Он был и первым в мире, хотя мысль о таких съездах высказывалась и в Западной Европе. С 1885 г стали созываться международные железнодорожные съезды (конгрессы), в которых русские специалисты играли заметную роль. Четвертый такой съезд в 1892 г. проводился в Петербурге. Его председателем был Н. П. Петров (1836—1920), автор гидродинамической теории трения. Он был организатором строительства Великой Сибирской магистрали. В 1896 г. по инициативе Н. П. Петрова в Москве было основано Инженерное (училище, которое теперь стаж Московским институтом инженеров железнодорожного транс порта.
В 1912 г. было создано первое в мире научно-исследовательское железнодорожное учреждение — «Контора опытов над паровозами». Руководителем «Конторы» был один из наиболее опытных в то время инженеров-тяговиков проф. Ю. В. Ломоносов, впоследствии организатор строительства одного из первых в мире тепловозов '.
Разносторонним и высококвалифицированным инженером был Я. М. Гаккель (1874 — 1945), создатель, первого магистрального тепловоза [6].
Развитию паровозостроения в нашей стране способствовали многие известные инженеры в предвоенное время и после Великой Отечественной войны. К ним относятся конструкторы Коломенского и Ворошиловградского заводов К. Н. Сушкин, Л. С. Лебедянский, П. М. Шаройко, М. Н. Щукин и другие2.
Послевоенное тепловозостроение развивалось в СССР усилиями инженеров Харьковского завода им. Малышева, Ворошиловградского, Коломенского и других заводов. Среди них А. А. Кирнарский, Н. А. Соболь, Б. Н. Струнге, П. А. Сорока, А. П. Турик, М. Н. Найш, Б. С. Поздняков, Г. А. Жилин, И. И. Сулимцев и другие. Совершенствование тепловозов осуществлялось при непосредственном участии ведущих инженеров Тепловозного управления МПС: В. М. Терехова, С. Н. Суржина, Г. С. Рылеева и др.
В наше время тепловозостроение и тепловозная тяга развиваются силами многих тысяч представителей новых поколений инженеров-тепловозников, в том числе выпускников МИИТа, Железнодорожный транспорт, его тепловозное хозяйство и локомотивостроительная промышленность страны в XII пятилетке будут развиваться при участии нынешних студентов-тепловозников, будущих молодых инженеров.
1Борин А. Б. Состязание. —М.: Молодая гвардия, 1972— 192 с А Н
2Развитие локомотивной тяги./Под ред. Н. А. Фуфрянского и А.М. Бевзенко — М.: Транспорт, 1982. — 303 с.
2. Виды инженерной деятельности и их особенности
Инженер в современном производстве. В настоящее время инженер - это специалист с высшим техническим образованием, занимающий инженерную должность.
Инженер вообще, и каждый инженер в частности, независимо от конкретной специальности имеет дело с созданием чего-то нового (машин, приборов, зданий, сооружений, систем и т. д.). Именно это, как ни странным может показаться, отличает работу инженера от работы научного работника, ученого
Последний в первую очередь изучает объективную реальность, закономерности природы, то есть то, что существует, но еще не познано человеком. Инженер же может создавать то, чего в природе не было: строить дома, машины, организовывать их производство, сооружение и дальнейшую эксплуатацию. Для этого в свой работе инженер использует те научные знания о законах природы, свойствах реальных объектов, которые получены трудом ученых, научных работников, и находит им практическое, полезное для общества, применение.
С другой стороны новое создают не только инженеры. Математики находят новые решения, химики создают новые материалы, художники пишут новые картины и т. п.
Про инженера можно сказать, что, создавая новое, он решает свои, инженерные задачи. Следовательно, содержание работы инженера состоит в решении инженерных задач. Но тогда надо определить, что же такое инженерная задача? Ясно, что решение такой задачи, исходя из существа инженерной деятельности, должно быть связано с созданием чего-то нового.
Но прежде чем пытаться сформулировать ее общее определение, рассмотрим различные виды работы инженера, которые определяются не специальностью, а характером его работы на конкретных рабочих местах.
Виды инженерной деятельности. Инженер любой специальности может работать в своей отрасли, на своем предприятии на различных стадиях производственного процесса: в конструкторском или технологическом бюро, в проектной организации, непосредственно на производстве (в цехе) или в экспериментальном подразделении или в научной лаборатории и т. д. Кроме этого, сама производственная отрасль, в которой работает специалист, может быть связана либо с созданием техники (машиностроение, например, в том числе и тепловозостроение), либо с ее использованием и обслуживанием. Такова работа инженеров локомотивного и вагонного хозяйства на железнодорожном транспорте, инженеров в авиации, на автотранспорте, в сельском хозяйстве, в горнодобывающей промышленности и т. п.
На разных участках производственной деятельности инженер решает разные задачи:
инженер-проектировщик определяет основные параметры и характеристики проектируемых объектов (машин, процессов систем) исходя из их назначения, условий работы и т. п.;
инженер-конструктор создает схему новой конструкции, рассчитывает ее и разрабатывает чертежи, по которым ее можно изготовить;
инженер-технолог определяет основные принципы технологии изготовления деталей разработанного конструктором объекта, рассчитывает технологические процессы, конструирует необходимую технологическую оснастку для обеспечения нужных масштабов производства;
инженер-организатор производства обеспечивает реализацию разработанных технологом процессов, организует труд рабочих и эффективное использование станочного оборудования, имея целью выполнение планов выпуска продукции с наименьшими затратами;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.