СССР установлены два уровня ученых степеней: кандидат наук и доктор наук, что дает значительно большие возможности для реальной оценки квалификации научных работников, чем система зарубежных капиталистически к стран, в которых в принципе тоже две ученых степени, но уровень их иной. Степень магистра наук, присуждаемая высшими учебными заведениями (университетами) этих стран по существ) эквивалентна высшему техническому образованию и диплому инженера в нашей стране, Степень магистра свидетельствует, главным образом, об уровне образования, а не о научной квалификации ее обладателя. Вторая ученая степень -доктора наук — за рубежом практически эквивалентна степени кандидата наук в нашей стране.
Ученая степень доктора наук (технических, физико-магматических, биологических и т. п.), присуждаемая в СССР и считающаяся признаком высшей квалификации научного работника, за рубежом соответствующего эквивалента не имеет.
Основанием для присуждения ученой степени кандидата или доктора наук в СССР является разработка н публичная защита соответствующей диссертации (кандидатской или докторской). Диссертация представляет собой общественно признанные результаты самостоятельной научное работы соискателя степени. Защита диссертации производится на заседаниях специализированных ученых советов по присуждению степеней, в состав которых входят наиболее квалифицированные специалисты данной отрасли.
Диссертации в области тепловозостроения тепловозной тяги принимаются специализированными советами по специальности «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов».
Кандидатские диссертации соискатели готовят либо самостоятельно, либо в процессе обучения в аспирантуре при вузах и научных учреждениях (очно или заочно). В аспирантуру принимаются (по установленным планам) выпускники вузов, хорошо проявившие себя в учебе и показавшие склонности к научной работе и, как правило, имеющие опыт производственной работы по специальности (или после его приобретения).
Прием в аспирантуру осуществляется конкурсным путем по результатам специальных вступительных экзаменов (по истории КПСС, специальности и иностранному языку).
Докторские диссертации представляют результат длительной и самостоятельной работы соискателя и должны показать его соответствие высшему уровню научной квалификации.
Требования к диссертациям, правила проведения их о суждения и защиты устанавливаются инструктивными указаниями специального правительственного органа — Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Совете Министр СССР.
Кроме ученых степеней, оценивающих научную квалификацию, в нашей стране существует система ученых званий присуждаемых научным и научно-педагогическим сотрудникам в соответствии с характером и уровнем выполняемой им работы.
Для работников научных учреждений установлены учены звания: младший научный сотрудник и старший научный сотрудник. Они присуждаются лицам, избранным по конкурс на соответствующие должности и успешно проявившим себя на этой работе (звание старшего научного сотрудника присуждает ВАК лицам, имеющим ученую степень кандидата ил! доктора наук по ходатайствам советов научных учреждений)
Научно-педагогическим работникам вузов установлены ученые звания: ассистент, доцент, профессор, которые также присуждаются лицам, избранным по конкурсу на соответствующие должности в вузе. Звания доцента и профессора присуждает ВАК. Доцентом может быть преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук, а профессором — доктор на ук, успешно выполняющий свои обязанности в вузе по этой должности.
Научные учреждения. Научные исследования в нашей стране проводят специальные научные учреждения — научно-исследовательские институты — и высшие учебные заведения.
Научная работа в вузах должна быть отмечена особо. Хотя вузы по основному назначению — учебные заведения, они традиционно выполняют большой объем научных исследований. Научная работа является служебной обязанностью каждого преподавателя, тем более имеющего ученую степень или звание. Вклад вузов в научную работу страны увеличивается путем создания учебно-научно-производственных объединений вузов с научными организациями и предприятиями промышленности и транспорта. Такие объединения позволяют приблизить обучение студентов к производству и одновременно использовать научный потенциал вузов для ускорения научно-технического прогресса на конкретных предприятиях.
Научную работу в вузах выполняют кафедры, которые являются основными ведущими структурными подразделениями вуза, и специально организованные при них проблемные и отраслевые научно-исследовательские лаборатории. Активное участие в выполнении этих работ принимают студенты вузов.
Научно-исследовательские институты (НИИ), как специализированные научные учреждения, в стране делятся на две группы.
Одни из них входят в состав Академии наук СССР, которая объединяет исследования по важнейшим проблемам естественных и общественных наук, проводимые в ее институтах, а также координирует деятельность других НИИ и вузов по этим проблемам. «Академические» НИИ занимаются в основном фундаментальными теоретическими исследованиями, что и определяет их профиль и наименование (Институт философии, Энергетический институт, Физический институт, Институт космических исследований, Математический институт и т. д.). В эту же группу научных учреждений входят НИИ системы Академий наук союзных республик и отраслевых академий (Академии медицинских наук, Академии педагогических наук, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина и др.). Работа всех этих учреждений координируется Академией наук СССР.
Другую основную группу научных организаций составляют отраслевые НИИ и другие научные учреждения министерств и ведомств.
Общую координацию работ этих учреждений осуществляет Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.