Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 7

7. Умение передавать информацию — сде­лать устное сообщение, письменный отчет, наглядно предста­вить информацию графически в виде эскиза, схемы, чертежа.

8. Инженерная точка зрения. Ее наличие — очень важная черта технического специалиста. Она подразу­мевает:

стремление разобраться в вопросе;

объективное и уважительное отношение к чужим мнениям и их оценке;

ответственность за свое дело и за его результаты.

Как развивать в себе отмеченные выше качества? Ответ простой и неоригинальный — учиться: изучать свою специальность и в стенах института и за их пределами; следить за тех­нической литературой; интересоваться техникой и новыми тех­ническими решениями вообще.

К этим истинам, которые можно считать прописными, доба­вим еще одну, но очень важную для любого специалиста: для успеха в инженерной деятельности всегда <н а до стараться делать больше и лучше того, что от вас ожида­ют. Другими словами, не надо бояться работы и надо делать ее хорошо. Последнее — это своеобразная профессиональная этика инженера.

Выдающийся инженер, Главный конструктор ракетно-космических систем академик С. Н. Королев так говорил своим ученикам и сотрудникам: «Если сделать (что-то) быстро, но плохо, быстро забудется, что было быстро, но всегда будут пом­нить, что сделано было плохо. Если сделать хорошо, но мед­ленно, что было медленно, забудется скоро, но все будут пом­нить, что сделано хорошо». Это очень важный совет молодым инженерам.

1 Крылов А. Н. Мои воспоминания. 8-е изд.— Л.: Судостроение, 1984.- 480 с.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крик Э. Введение в инженерное дело/Пер, с англ.— М.: Энер­гия, 1970. — 176 с.

В интересной и доступной форме раскрывается сущность многогран­ной и творческой профессии инженера. Инженерные задачи, качества ин­женера, ход его творчества при проектировании, а также перспективы инженерной деятельности — все это рассматривается в небольшой кни­ге. Есть примеры и задачи.

2. Лосев А. К. Введение в специальность «Радиотехника»: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк. , 1980. — 240 с.

Хотя пособие предназначено для студентов-радиотехников, его пер­вые две части могут заинтересовать всех студентов: первая содержит введение в инженерное дело вообще, во второй рассматриваются особен­ности обучения в вузе и содержание работы студента, дается много по­лезных советов.

3. М а н г у т о в И. С, Инженер: социолого-экономический очерк 2-е изд.— М.: Сов. Россия, 1980.— 288 с.

Рассматривается роль инженера в научно-техническом прогрессе и пути повышения эффективности его работы.

4. Миндлин Я- 3. Логика конструирования.— М.: Машинострое­ние, 1969. — 124 с.

Автор ставит целью помочь начинающему конструктору, а им яв­ляется каждый студент, в освоении методов рационального конструиро­вания. Рассматриваются поэтапная схема конструирования технического устройства и особенности работы конструктора на каждом этапе. Даны рекомендации по компоновке объектов и технике вычерчивания сбороч­ных чертежей.

5. Т р у ш к и н В. П. Записки конструктора.— М.: Моск. рабочий, 1981.- 320 с.

Опытный конструктор излагает практические приемы, анализирует типичные ошибки в конструкторской работе. Рекомендуется система самопроверки чертежей. Есть много примеров рационального подхода к конструированию типичных узлов машин, повышению их технологичности.

6 Зензинов Н. А., Р ы ж а к С. А. Выдающиеся инженеры и уче­ные железнодорожного транспорта.— М.: Транспорт, 1978.— 328 с.

В живой форме авторы рассказывают о людях, которые своим тру­дом создали железнодорожный транспорт страны. Среди них А. П. Бородин, Я- М. Гаккель, Н. И. Карташов, П. П. Мельников, Н. П. Петров, г П 'Сыромятников.

7 Л и л л и С. Люди, машины и история: История орудии труда и машин в ее связи с общественным прогрессом/Пер, с англ.— М.: Прогресс, 1970— 432 с.

История техники, научных открытий и изобретении дана в ее взаи­мосвязи с социальным прогрессом человеческого общества от зарожде­ния земледелия до начала космической эры. Приведена краткая история создания паровой машины, первых локомотивов в Англии.

8. Якобсон П. В. История тепловоза в СССР.— М.: Трансжел-дориздат, i960.— 212 с.

Название книги говорит само за себя. В ней большой список литературы (79 наименований) для более подробного изучения вопроса.


Глава   2

НАУКА   И   НАУЧНЫЕ   ИССЛЕДОВАНИЯ.   ОБЩИЕ   СВЕДЕНИЯ

  1. Наука в современном обществе, ее роль и развитие

Наука — этот термин в современном русском языке упо­требляется в нескольких значениях. Для наших целей необхо­димо отметить некоторые основные из них.

Наука — это сфера специальной деятельности людей по вы­работке и систематизации объективных данных о реальном ми­ре. Используя этот смысл слова, говорят, например, о челове­ке — «научный работник», тем подразумевают, что он занят в сфере этой специальной деятельности.

Наука — это непрерывно развивающаяся система знаний объективных законов природы, общества и мышления, которая сохраняется и развивается усилиями людей, занятых в сфере научной деятельности в смысле первого определения.

Оба смысла этого слова объединяют, когда говорят о том, что наука превратилась в непосредственную производительную силу современного общества. При этом подразумевается, что система знаний, развиваемая в результате специальной целе­направленной деятельности людей (научных работников), рас­ширяет производственные возможности общества. Научные ра­ботники, открывающие новые материалы, новые и более произ­водительные методы их обработки, новые принципы преобра­зования энергии и т. д., и инженеры, которые находят прак­тические пути реализации этих путей в современном производ­стве, прямо и непосредственно увеличивают производительные силы общества.

Кроме приведенных наиболее общих определений, слово «наука» часто используют в более узком смысле, называя им конкретную отрасль или ветвь науки, как системы знаний, или часть сферы научной деятельности, относящуюся к этой отрас­ли или ветви. В этом смысле есть науки: физика, химия, био­логия и т. п. Такой смысл вкладывается и в иногда употребля­емые понятия «железнодорожная (или транспортная) наука», «медицинская наука», «вузовская наука» и т. п.