Таким же образом на основании выражения (2.17) можно подсчитать необходимые удельные мощности тепловозов для этих же условий. Результаты подсчетов приведены в табл. 8.4 в зависимости от величины vp .
Значения к. п. д. hприняты равными 0,75; исходя из средних значений b = 0,1 и hпер = 0,83.
Необходимо отметить, что все приведенные выше формулы полутени логически и справедливы для любой системы единиц измерения Однако в случае использования внесистемных единиц (как уже оговаривалось в отношении удельных сил) в формулы следует ввести переводные множители. В данном случае принятая размерность скорости (км/ч) требует введения в правую часть формулы (2.17) множителя
На правильность выбора единиц измерения при использования для расчетов любых физических соотношений необходимо всегда обращать самое серьезное внимание.
Формула (2.17) для расчетов была приведена к виду
и величина знаменателя принималась по данным табл 8.3.
По данным табл. 8.4 могут быть построены зависимости ве са состава Q от мощности тепловоза N'е, подсчитанные как
Q=NtINe.
В качестве примера такие зависимости для составов из 4 осных груженых вагонов построены на рис 8 2
Таблица 84
Удельные эффективные мощности тепловозов для различных условий эксплуатации
Расчетный подъем ip , %0 |
Ne Вт/кН при vp км/ч |
||||
20 |
22,5 |
25 |
27,5 |
30 |
|
Состав из 4-осных вагонов |
|||||
5 |
47,0 |
52,9 |
58,75 |
64,6 |
70,5 |
7 |
63,0 |
70,9 |
78,75 |
86,6 |
94,5 |
9 |
79,2 |
89,1 |
99,0 |
107,8 |
118,2 |
Состав из 8-осных вагонов |
|||||
5 |
50.2 |
56.5 |
62.75 |
69.0 |
75.3 |
7 |
66.0 |
74.25 |
82.5 |
90.75 |
99.0 |
9 |
82.4 |
92.7 |
103.0 |
113.3 |
123.6 |
При выводе формул (2.8) и последующих подразумевалось, что Р=Рк . Если тепловоз имеет поддерживающие оси и величины Р и Рк различны, эти формулы надо уточнить Дело в том, что сопротивление движению тепловоза пропорционально полному весу Р, а сила тяги — сцепному весу Р .
Введем параметр k = Рк /Р Тогда формула (2.9) примет вид:
(2.20)
Величина параметра р при этом увеличится по сравнению с формулой (2.16), так как k < 1
(2.21)
Соответственно изменятся и другие соотношения. Во всех формулах вместо величины коэффициента тяги j будет находиться его приведенное (уменьшенное) значение kj
В частности, формулы (2.17) и (2.18) примут вид:
и (2.22)
(2.23)
Следовательно, удельная тяговая мощность при этом увеличивается пропорционально отношению k(j—w)/(kj—w), a вес состава уменьшается обратно пропорционально этой величине. Численные значения этих изменений невелики: при k= 0,8 числитель дроби больше знаменателя на 1,33% (отношение 1,0133).
На графике (рис. 8.2) нанесены ограничения веса состава из 4-осных вагонов по длине приемо-отправочных путей. Точки пересечения зависимостей веса Q от мощности Ne с горизонталями ограничений дают возможность определить мощности тепловозов, необходимые для освоения весовых норм, ограничиваемых длиной путей.
Для условий эксплуатации большинства железнодорожных линий тепловозного полигона, имеющих место в настоящее время, наибольшие требуемые эффективные мощности тепловозов (при скоростях движения на расчетном подъеме до 25 км/ч, как это принято у современных отечественных тепловозов) составляют от 3000 до 5150 кВт (4000—7000 л. с.). Перевозки в таких условиях обеспечиваются выпускаемыми промышленностью тепловозами 2ТЭ10В (6000 л. с ) и ЗТЭ10М (9000 л. с.). Основные характеристики тепловозов приведены ниже в табл. 8.5. Эти же локомотивы могут обеспечить перевозки при принятой сейчас системе эксплуатации железных дорог и на линиях с L = 1050 м (для этого требуется увеличение мощности примерно на 20%, то есть до 5000—8500 л. с.). Для трудных условий эксплуатации, имеющих место на Байкало-Амурской магистрали, создается четырехсекционный тепловоз 4ТЭ10С (12000 л. с.). Все тепловозы типа ТЭ10, выпускаемые сейчас, имеют одинаковые по тяговым параметрам секции (Ne = 3000 л. с.).
Основные параметры секций грузовых тепловозов
Наименование |
Единица измерения |
Тепловозы |
||||||||
Серийные |
Опытные |
Проектируемые |
||||||||
TЭ2 |
ТЭЗ |
2ТЭ10Л |
2ТЭ10В |
ЗТЭ10М |
2ТЭП6 |
2ТЭ121 |
ТЭ136 |
2ТЭ124 (Т. 3) |
||
Эффективная кВт мощность Ne |
кВт (л.с.) |
735 1000 |
1470 2000 |
2200 3000 |
2200 3000 |
2200 3000 |
2250 3000 |
2940 4000 |
4400 6000 |
4400 6000 |
Сцепной вес Pк |
кН (тс) |
833 85 |
1236 126 |
1250 127,5 |
1350 138 |
1350 138 |
1350 138 |
1470 150 |
I960 200 |
1960 200 |
Нагрузка от оси на рельсы 2П |
кН (тс) |
208 21,25 |
206 21,0 |
208 21,3 |
225 23 |
225 23 |
225 23 |
245 25 |
245 25 |
245 25 |
Расчетная сила тяги Fkp |
кН (кгс) |
119,7 12200 |
198,2 20200 |
248,2 25300 |
248,2 25300 |
245 24960 |
248,2 25300 |
294 30000 |
470 48000 |
470 48000 |
Расчетная скорость vp |
км/ч |
16,4 |
20,5 |
23,4 |
24,7 |
24,6 |
24,7 |
27,0 |
24,6 |
27 |
Коэффициент тяги j |
----- |
0,143 |
0,160 |
0,198 |
0,183 |
0,181 |
0,183 |
0,2 |
0,24 |
0,24 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.