Рассматривая процесс творчества в целом, его обычно делят на четыре стадии:
1) подготовка, накопление знаний, осмысливание задачи, выбор пути решения, преодоление инерции имеющихся решений;
2) концентрация усилий на избранном пути, работа;
3) передышка, отвлечение от задачи;
4) продолжение работы, кристаллизация решения («озарение»), его анализ, обобщение и оценка.
Составляющие инженерного и научного творчества. Два плавных компонента уже рассматривались: это знания и труд. Идеи не рождаются из ничего, они возникают из знаний, накопленных человечеством. Идеи не появляются сами — они результат упорного целенаправленного творческого труда.
Успех творческого процесса определяется еще несколькими субъективными факторами.
Способности человека — это, обычно говорят, природные качества (ум, интуиция, наблюдательность, восприимчивость, трудолюбие, быстрота мышления, способность к обобщениям), которые облегчают и ускоряют мыслительный процесс. В этом смысле способности являются предпосылками к творчеству.
Есть две крайние точки зрения. Одна — творчеством могут заниматься лишь единицы, гении, таланты; другая — противоположная — творчество доступно всем. Как все крайние точки, они не совсем правильны.
В принципе все люди обладают всеми человеческими способностями, но одними в большей, другими в меньшей мере Поэтому одни становятся музыкантами, другие техниками, третьи — футболистами, хотя и те, и другие не всегда правильно находят свое место в жизни. Именно поэтому и бывают плохие музыканты, инженеры, футболисты. Но любой человек, сосредоточив свои усилия, затратив определенное время, может развить те или иные свои способности (в том числе и физические, и умственные). Или, не затрачивая усилий, может утратить, потерять те способности, которые у него были. Так же как спортсмены усиливают свои природные физические возможности многократной целенаправленной тренировкой, так и инженер (или будущий инженер) должен постоянно тренировать и развивать свел умственные способности
Психологическая инерция — это не слагаемое, а скорее «вычитаемое» в творческой деятельности. Творческое решение найти нелегко, так как это требует разрыва с привычными схемами мышления, иногда с тем, что называют здравым смыслом. Стремление идти «по проторенной дорожке» — очень серьезная преграда творческому поиску. Установившийся взгляд на задачу увеличивает возможность «проглядеть» какое-то иное новое ее решение.
Психологическая инерция часто является следствием процесса обучения, когда обучаемый под влиянием авторитета преподавателя или по собственной лености воспринимает всю изучаемое как абсолютную истину, не подвергая материал своему критическому анализу Создается стереотип: «это делают так», который освобождает человека от необходимости мыслить. Именно в этом смысле надо понимать высказывание А. Эйнштейна, которое приводилось выше. Творчество не допускает инерции. «Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника. Люди, ощущающие потребность постоянно опираться на признанные авторитеты, не способны к творчеству» [1, с. 10].
Метод решения, которым пользуется исследователь или инженер, имеет немаловажное значение для успеха в поиске. Удачно выбранный метод ускоряет работу. Неудачный — иногда замедляет, а чаще ведет в другом направлении. Применение неподходящего метода — следствие или психологической инерции («все так делают») или недостатка знаний (если изучен какой-то метод, есть желание его применить). Надо помнить, что методов много.
Наиболее общей характеристикой неудачных методов поиска может быть формула «малые шаги в малом пространстве». Это является следствием обычно недостатка усилий, поиска не новых решений, а модификация существующих, консервативности мышления. В результате «мысль топчется на пятачке», на ограниченном пространстве, не охватывая всей области пересечения двух множеств: пространства, где возможны решения, и пространства знаний исследователя. Сужение области исследования заранее снижает возможную эффективность и значимость результатов
1 С. Левина. Записки революционера.— Наука и жизль, 1967, № 5, с. 83.
2. Методы форсирования творческой деятельности
Инженерная и научная работа — это деятельность творческая. Творческому подходу в решении задач надо учиться так же, как учатся знанию специальности. Так как творчество — процесс индивидуальный и субъективный, невозможно научить человека стать творцом, он им должен стать сам.
В практике инженерной и научной работы разрабатываются различные формальные методы и приемы, способствующие организации, ускорению или повышению интенсивности творческого процесса поиска решений. Они рассматриваются в специальной литературе, список которой помещен в конце главы.
Рассмотрим лишь некоторые из них
Мозговая атака (мозговой штурм) — этот не очень удачный термин представляет дословный перевод английского названия этого приема. Он представляет форму коллективного поиска идеи или решения («конференция идей»). Трудность коллективного поиска состоит в определенной инерции, скованности младших перед старшими, авторитетами. Именно поэтому во флоте на корабельных советах младшим по званию дается слово в начале обсуждения, до старших.
Возможная критика, боязнь ее сковывают мышление. Если рассматривать и подхватывать любую идею, то хороших идей возникает больше, чем если искать только хорошие. Из этого и исходит метод мозговой атаки. Его задача — собрать как можно больше идей для последующего анализа и проработки при решении конкретных вопросов. Его правила следующие:
любая критика предложений и вынесение им оценок не допускаются;
количество участников конференции должно быть большим;
необходимо свободно высказывать мысли, не сдерживая их даже своей внутренней критикой;
свобода высказываний не ограничивается, поток высказываний должен быть непрерывным;
все предложения (высказывания) должны быть записаны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.