Основы научных исследований: Учебное пособие, страница 21

Рассматривая процесс творчества в целом, его обычно де­лят на четыре стадии:

1) подготовка, накопление знаний, осмысливание задачи, выбор пути решения, преодоление инерции имеющихся реше­ний;

2) концентрация усилий на избранном пути, работа;

3) передышка, отвлечение от задачи;

4) продолжение работы, кристаллизация решения («оза­рение»), его анализ, обобщение и оценка.

Составляющие инженерного и научного   творчества. Два плавных компонента уже рассматривались: это знания и труд. Идеи не рождаются из ничего, они возникают из знаний, на­копленных человечеством. Идеи не появляются сами — они результат упорного целенаправленного творческого труда.

Успех творческого процесса определяется еще нескольки­ми субъективными факторами.

Способности человека — это, обычно говорят, при­родные качества (ум, интуиция, наблюдательность, восприим­чивость, трудолюбие, быстрота мышления, способность к об­общениям), которые облегчают и ускоряют мыслительный процесс. В этом смысле способности являются предпосылками к творчеству.

Есть две крайние точки зрения. Одна — творчеством могут заниматься лишь единицы, гении, таланты; другая — проти­воположная — творчество доступно всем. Как все крайние точки, они не совсем правильны.

В принципе все люди обладают всеми человеческими спо­собностями, но одними в большей, другими в меньшей мере Поэтому одни становятся музыкантами, другие техниками, третьи — футболистами, хотя и те, и другие не всегда пра­вильно находят свое место в жизни. Именно поэтому и быва­ют плохие музыканты, инженеры, футболисты. Но любой че­ловек, сосредоточив свои усилия, затратив определенное время, может развить те или иные свои способности (в том числе и физические, и умственные). Или, не затрачивая уси­лий, может утратить, потерять те способности, которые у него были. Так же как спортсмены усиливают свои природные фи­зические возможности многократной целенаправленной тре­нировкой, так и инженер (или будущий инженер) должен по­стоянно тренировать и развивать свел умственные способности

Психологическая инерция — это не слагаемое, а скорее «вычитаемое» в творческой деятельности. Творческое решение найти нелегко, так как это требует разрыва с при­вычными схемами мышления, иногда с тем, что называют здравым смыслом. Стремление идти «по проторенной дорож­ке» — очень серьезная преграда творческому поиску. Устано­вившийся взгляд на задачу увеличивает возможность «про­глядеть» какое-то иное новое ее решение.

Психологическая инерция часто является следствием про­цесса обучения, когда обучаемый под влиянием авторитета преподавателя или по собственной лености воспринимает всю изучаемое как абсолютную истину, не подвергая материал своему критическому анализу Создается стереотип: «это делают так», который освобождает человека от необходимости мыслить. Именно в этом смысле надо понимать высказыва­ние А. Эйнштейна, которое приводилось выше. Творчество не допускает инерции. «Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника. Люди, ощуща­ющие потребность постоянно опираться на признанные авто­ритеты, не способны к творчеству» [1, с. 10].

Метод решения, которым пользуется исследователь или инженер, имеет немаловажное значение для успеха в поиске. Удачно выбранный метод ускоряет работу. Неудачный — иногда замедляет, а чаще ведет в другом направлении. При­менение неподходящего метода — следствие или психологиче­ской инерции («все так делают») или недостатка знаний (если изучен какой-то метод, есть желание его применить). Надо помнить, что методов много.

Наиболее общей характеристикой неудачных методов по­иска может быть формула «малые шаги в малом пространст­ве». Это является следствием обычно недостатка усилий, по­иска не новых решений, а модификация существующих, кон­сервативности мышления. В результате «мысль топчется на пятачке», на ограниченном пространстве, не охватывая всей области пересечения двух множеств: пространства, где воз­можны решения, и пространства знаний исследователя. Суже­ние области исследования заранее снижает возможную эффек­тивность и значимость результатов

1 С. Левина. Записки революционера.— Наука и жизль, 1967, № 5, с. 83.

2.  Методы форсирования творческой деятельности

Инженерная и научная работа — это деятельность творче­ская. Творческому подходу в решении задач надо учиться так же, как учатся знанию специальности. Так как творчество — процесс индивидуальный и субъективный, невозможно нау­чить человека стать творцом, он им должен стать сам.

В практике инженерной и научной работы разрабатывают­ся различные формальные методы и приемы, способствующие организации, ускорению или повышению интенсивности твор­ческого процесса поиска решений. Они рассматриваются в специальной литературе, список которой помещен в конце главы.

Рассмотрим лишь некоторые из них

Мозговая атака (мозговой штурм) — этот не очень удачный термин представляет дословный перевод английского названия этого приема. Он представляет форму коллектив­ного поиска идеи или решения («конференция идей»). Труд­ность коллективного поиска состоит в определенной инерции, скованности младших перед старшими, авторитетами. Именно поэтому во флоте на корабельных советах младшим по званию дается слово в начале обсуждения, до старших.

Возможная критика, боязнь ее сковывают мышление. Если рассматривать и подхватывать любую идею, то хороших идей возникает больше, чем если искать только хорошие. Из этого и исходит метод мозговой атаки. Его задача — собрать как можно больше идей для последующего анализа и проработки при решении конкретных вопросов. Его правила следующие:

любая критика предложений и вынесение им оценок не до­пускаются;

количество участников конференции должно быть большим;

необходимо свободно высказывать мысли, не сдерживая их даже своей внутренней критикой;

свобода высказываний не ограничивается, поток высказы­ваний должен быть непрерывным;

все предложения (высказывания) должны быть записаны.