инженер-эксплуатационник решает вопросы наиболее эффективного использования, обслуживания и обеспечения надежной и бесперебойной работы находящейся в его ведении техники (локомотивов, вагонов, самолетов, станков, вычислительных машин, буровых установок, двигателей, компрессоров и т. п.);
инженер-ремонтник организует работу по восстановлению и модернизации машин и оборудования, возвращению в народное хозяйство изношенной или поврежденной техники, обеспечивая возможность ее эффективной работы в течение установленных сроков службы;
инженер-исследователь решает задачи, связанные с определением тех или иных физических или химических характеристик материалов и изделий непосредственно на разных этапах производственного процесса (в цехе, заводской лаборатории, НИИ), изучает работу машин в эксплуатации, находя пути их усовершенствования, повышения надежности, производительности и т. п.;
инженер-преподаватель готовит кадры, передает сформировавшиеся научные, технические и практические знания своей отрасли следующим поколениям рабочих (в технических училищах), техников (в техникумах), инженеров (в вузах и институтах повышения квалификации). Он решает задачи повышения эффективности процесса обучения: отбора, сортировки, уплотнения и комплектования накопленных знаний в учебные дисциплины; разрабатывает методики изложения этих дисциплин в связи и на основе смежных курсов, создает учебно-методическую литературу и технические средства обучения.
Приведенный перечень, конечно, не исчерпывает всех возможных функций инженера на производстве, но он показывает, что конкретное содержание работы инженера даже одной и той же специальности может быть весьма разнообразным. Тем более, что в реальных условиях инженерные функции далеко не всегда так четко разделяются и один и тот же специалист должен решать и смежные инженерные задачи.
Однако существо работы инженера везде одно и то же: решение инженерных задач в разработке новой техники, в ее производстве и эксплуатации.
3. Проектирование как основное содержание работы инженеров
Инженерные задачи и их особенности. Решение любой инженерной задачи связано с переходом ее объекта из одного состояния в другое, как правило, из менее организованного — в более организованное, из неупорядоченного — в упорядоченное состояние (или положение), в самом общем смысле этих понятий. Это первая особенность инженерных задач.
Далее. Возьмем, например, поиски путей повышения эффективности преобразования энергии (тепловой или электрической) двигателями локомотивов в полезную механическую работу движения поезда, которые являются одним из предметов деятельности всех инженеров отрасли локомотивостроения. Но в зависимости от характера работы каждый из них решает свои задачи, находит свои пути решения поставленной проблемы.
Проектировщик находит, например, возможности повышения тяговых свойств тепловоза в совершенствовании упругих свойств подвески тягового электродвигателя и выбирает наивыгоднейшие значения их параметров.
Конструктор разрабатывает и рассчитывает схемы и конструктивные варианты новой подвески (при заданных значениях ее эксплуатационных параметров) и выбирает из них наиболее целесообразный.
Технолог ищет рациональный способ изготовления новых деталей подвешивания, например новой пружины.
Организатор производства (мастер, начальник участка, цеха) продумывает лучшие способы организации производственного процесса с учетом объема выпуска, наличия производственных мощностей и ресурсов.
Исследователь, испытывая в экспериментальном цехе первые образцы новых пружин, проверяет их эксплуатационные характеристики и ищет пути устранения тех или иных несоответствий расчетным значениям.
Из перечисленного видна вторая особенность инженерных задач — их решения всегда неоднозначны. Каждую из них можно решать разными путями. Если задача имеет лишь одно возможное решение, оно очевидно и нет выбора, то можно сказать, что в этом случае нет задачи для инженера.
Обычно же в любой инженерной задаче возможно множество различных решений, далеко не все из них очевидны, не все из них, может быть, надо принимать во внимание, но они существуют. Выбор решения зависит от лица, решающего задачу, т. е. от инженера. Но для правильного выбора решения нужен какой-то критерий (или критерии) отбора, по которому одни варианты решений оцениваются выше, чем другие. Наличие критерия позволяет оптимизировать решение задачи, то есть найти или отобрать наиболее выгодное по данному критерию решение.
Необходимость выбора и оптимизации — третья особенность инженерной задачи.
Четвертая особенность инженерной задачи — неизбежное наличие некоторой неопределенности в исходных условиях, ведь создается что-то новое. Все необходимые условия бывают лишь в учебных задачах. В работе инженера по решению своих задач неизвестных параметров, например, всегда бывает больше, чем число уравнений, которые он может использовать. Значит, решение приходится искать, задаваясь значениями некоторых величин, неизвестных заранее, на основе опыта решения аналогичных задач и т. п., а затем постепенно уточнять полученные приближения.
Наконец, необходимо отметить еще две обычные особенности инженерных задач:
решение задачи должно соответствовать некоторым заранее заданным (или подразумевающимся) условиям целесообразности, которые основываются на ранее накопленном опыте или соображениях экономики (например, тип материала, источник энергии, срок службы и т. п.);
на способ решения задачи также обычно накладываются некоторые ограничения, связанные с разумными сроками получения решения (инженерное дело — часть производственного процесса и решения инженерных задач нужны производству не вообще, а в нужное время), ресурсами, которые может использовать инженер для решения задачи, и, наконец, его собственными знаниями, опытом и т. п.
Инженерное проектирование. Объединив рассмотренные выше особенности, мы можем дать следующее, наиболее общее, определение инженерной задачи:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.