ВВЕДЕНИЕ
Государственное научное издательство «Большая Российская энциклопедия» представляет новое издание, которое впервые в отечественной энциклопедической литературе полностью посвящено социальным проблемам современности, прежде всего российским, в нём собраны воедино понятия и термины, относящиеся к социальной практике.
В бывшем СССР социальная составляющая г несла на себе максимальную среди всех других явлений идеологическую нагрузку. Это приво-; дало не просто к перекосу знаний человека, .общества в целом о социальном мире, но и к явной и теперь большинством осознанной самоограниченности в развитии этой области знания, его своеобразной автаркии. Так, до конца ; 1960-х гг. наше общество избегало социологии как науки, а практическая социология (со-; циологические исследования) длительное время её советского периода развития оставалась по существу закрытой от широкой общественно-;сти; только в конце 1980-х гг. стало признаваться понятие социальной работы, её важность не только для тех, на кого она направлена, но для i всего общества, считающего себя цивилизованным.
i Идеологическое противостояние и «холодная =война» нанесли огромный урон отечественным ;. гуманитарным наукам, особенно их социальному блоку, практически отсутствовали контакты между западными и отечественными учёными и информационный обмен - самое важное для оплодотворения идей в социальной области и для подготовки новых поколений исследователей. Энциклопедические статьи в отечественных изданиях говорили о начале быстрого прогресса социологии в социалистических странах в 1960-х гг., но умалчивали о белом пятне в её развитии - периоде с 1930 по 1960, а первый специализированный журнал стал выходить лишь с 1974 и до 1990-х гг. продолжал оставаться единственным для такой огромной аудитории. И вполне понятно, почему все выходившие в 1960-70-х гг. издания по социальной теории, конкретным социологическим исследованиям,
например исследованиям общественного мнения, становились не просто бестселлерами, а библиографической редкостью.
Идея данного издания зародилась в 1990 в связи с работой впервые созданного социологического совета при Комиссии по экономической реформе Совета Министров СССР, который возглавила Т.Н. Заславская и который должен был давать рекомендации Правительству и Президенту на основе предварительной социальной экспертизы проектов законов, программ и правительственных постановлений. В связи с распадом СССР к практическому воплощению идеи издания удалось вернуться лишь в 1994, когда на подготовительный этап издания были выделены средства поддержавшими его В.Ф. Колосовым (в то время 1-й заместитель министра труда) и Ф.Т. Прокоповым (руководитель службы занятости).
Среди авторов осуществлённого издания — специалисты самых различных направлений: от собственно социологов, философов, социальных практиков-управленцев до медиков, географов, экономистов, демографов, экологов, представителей других наук. Книга также не смогла бы выйти без многолетнего энтузиазма сотрудников издательства, их участия в поиске авторов для столь специфичного издания и без кропотливой работы с авторским коллективом.
После 2-й мировой войны начался новый этап общественного развития, когда произошло переосмысление социальных ценностей и на первое место вышло социальное право — все права человека и его основные свободы, а социальная справедливость была названа основополагающей ценностью каждого общества и любой его части. Становление этой новой ценностной системы прошло исторически короткий и сложный путь, о многих поворотах, неудачах и достижениях которого наше общество узнало с большим запозданием.
Поэтому энциклопедия содержит ряд крупных статей на эту тему: прежде всего это статья о Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1947, но впервые опубликованной в
нашей стране для массового читателя лишь в 1989; статьи о правах человека и правах граждан, что несомненно полезно для читателя без специального юридического образования; отдельная статья посвящена пактам о правах человека. Все статьи о международных организациях, имеющих дело с социальными вопросами, содержат информацию об их деятельности по защите основных прав (права на труд, охрану здоровья, на образование, социальное обеспечение, доступа для всех к знаниям и информации и т.д.).
1990-е гг. и окончание «холодной войны» предоставили новую возможность мировому сообществу предпринять совместные шаги, направленные на содействие социальному прогрессу и социальной справедливости. В этот период прошёл ряд всемирных встреч на уровне глав государств и правительств под эгидой ООН по проблемам окружающей среды, прав человека, интересов детей, народонаселения и развития, роли женщин в современном обществе и др. Среди этих встреч особое место занимает Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995), когда собравшиеся руководители стран-участниц впервые в истории признали значение социального развития и благосостояния людей и выдвинули их как цель 21 века. Была принята Программа действий и одобрены развёрнутые обязательства, отражающие необходимость создания благоприятных экономических, политических, социальных, культурных и правовых условий для: искоренения нищеты, названного императивом для человечества; достижения полной занятости как приоритета социально-экономической политики; содействия социальной интеграции; уважения достоинств человека и достижения справедливости и равенства в отношениях между мужчинами и женщинами; устранения неравенства, связанного с социальными условиями доступа к качественному образованию, медико-санитарным услугам и т.п.; ускорения социально-экономического развития наименее развитых стран, учёта в программах структурной перестройки целей социального развития и, наконец, обязательства по увеличению и более эффективному использованию ресурсов, выделяемых на нужды социального развития, и укреплению для этого международного, регионального и субрегионального сотрудничества. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН предполагает провести в 2000 году обзор и дать оценку хода претворения в жизнь этих итогов. Ответственность за социальное развитие и осуществление Программы действий лежит прежде всего на национальных
правительствах, а достижение целей возможно лишь на основе политической воли к инвестированию в человеческий капитал и к обеспечению благосостояния людей. Одобренные Копенгагенской встречей положения очень важны и более чем актуальны для Российской Федерации, которой ещё предстоит устойчиво стать на путь осуществления национальной стратегии — от расширения государственных программ социального развития, от формирования концепции гражданского партнёрства на основе солидарности между отдельными лицами, социальными общностями, региональными формированиями, различными ветвями власти до включения в макроэкономическую политику в качестве важнейшей её части механизма воздействия на проблемы бедности, занятости, социальной интеграции и социального развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.