Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 12

У детей и подростков школьного возраста также отмечено укрупнение размеров тела и сдвиги в уровне воз­растного развития. За 1940—80-е гг. в наиб, развитых странах длина тела подростков 13—15 лет увеличивалась в ср. на 2,7 см, а масса тела на 2,3 кг за каждое десятилетие. Особенно интен­сивно этот процесс происходил с кон. 1950-х до сер. 1970-х гг. Параллельно имело место и более раннее наступ­ление полового созревания, что осо­бенно наглядно продемонстрировали сдвиги возраста появления менструа­ций (менархе) у девочек (за 100 с лиш­ним лет он сместился с 16,5—17,5 до 12,5—13,5 лет). Об А. развития свиде­тельствуют также данные, полученные при изучении скелетного созревания школьников, их двигат. функции и т. д.

В результате ускоренного роста окончат, длина тела достигается те­перь в более молодом возрасте, чем раньше. В кон. 19 в. мужчины росли примерно до 26 лет, перед 2-й мир. войной — до 21 года, в кон. 20 в.— до 18—19 лет. Девушки достигают окон­чат, длины тела в 16—17 лет.

Процесс А. охватил все слои населе­ния как в городе, так и сел. местности, хотя темпы его до недавнего времени были выше в городе. В 1980-х гг. по­явились сообщения о наличии обрат­ной тенденции, связанной, вероятно, с тем, что в гор. популяциях процесс А, затухает, а в сельских — продолжа­ется или даже усиливается. Что каса­ется социальной стратификации, то, по данным заруб, исследователей, А. протекала более интенсивно у пред­ставителей беднейших слоев населе-

ния. При этом эпохальный сдвиг пе­рекрыл различия между социальными классами, и, хотя они всё ещё сущест­вуют, средний англ, мальчик любого возраста в кон. 20 в. выше, чем его ровесник из высших слоев общества кон. 19 в.

Процесс А. наблюдается в популя­циях разл. этнич. принадлежности, хо­тя и протекает с разной степенью ин­тенсивности. В республиках быв. СССР увеличение размеров тела на­блюдалось как у представителей евро­пеоидной, так и монголоидной рас (бурят, киргизов, казахов). Увеличение размеров тела в подростковом возрасте описано также у японцев, эскимосов и индейцев Канады, негров юга Африки, в т. ч. низкорослых бушменов.

Известно неск. гипотез о причинах А. Её факторы можно разделить на экзогенные (средовые) и эндогенные (наследственные).

Большинство авторов справедливо связывают А. с улучшением условий жизни, в первую очередь питания (возросшее потребление животных белков и жиров, молока, сахара, вита­минов), с улучшением гигиенич. на­выков, уменьшением размеров семьи, успехами медицины, прежде всего профилактической (вакцинация насе­ления и др.), снижением заболеваемо­сти и др. Очевидно, все эти причины играют существ, роль в объяснении наблюдаемых сдвигов. Так, во время войн, социальных и экологич. бедст­вий наряду с ухудшением питания и общего уровня материального благо­состояния населения отмечаются сни­жение ср. размеров тела у детей, замед­ление полового созревания. С этой же точки зрения можно объяснить и раз­личия в темпах А. у представителей разл. социальных слоев.

А. объясняют также влиянием на организм условий жизни в совр. горо­де (ускоренный ритм жизни, инфор-мац. потоки, шумовые воздействия, атмосферное загрязнение, гиподина­мия и др.) — т. н. теория урбанизаци-онной травмы.

Многие авторы объясняют явления генетич. эффектом, сходным с гетеро­зисом. В основе А. лежит изменение наследственности под влиянием сме­шения населения планеты, а конкрет­ные социальные условия «реализуют» генетич. потенциал роста и'развития детей.

Исходя из концепции взаимодейст­вия организма со средой обитания, расхождение между потребностями и возможностями приводит при слабой выраженности к физиол. стрессу и А., а при усугублении этого процесса — к торможению (ретардации) развития. Эта гипотеза подтверждается данными состояния детей Дагестана, перенёс­ших ряд землетрясений;

Гелиогенная гипотеза Коха носит, скорее, ист. характер и делает акцент на стимулирующем влиянии витамина D, образующегося в коже человека под действием ультрафиолетовых лучей. Согласно этой теории, совр. дети в большей степени подвержены дейст­вию этого фактора, чем их сверстники начала века.

Получили распространение гипоте­зы, связывающие феномен А. с дейст­вием более глобальных факторов, напр, меняющимся уровнем солнечной и гео­магнитной активности (П. В. Васи-лик, Б. А. Никитюк). Отмечается так­же, что волны эпохального увеличения или уменьшения размеров тела наблю­даются в истории человечества не впервые.

Однако пока ни одна из гипотез не может удовлетворительно ответить на вопрос о причинах А. Реализация про­цесса А. происходит во взаимодейст­вии экзогенных и эндогенных факто­ров, при этом наблюдаемые сдвиги как в размерах тела, так и в темпах созре­вания — одно из самых значит, явле­ний в совр. биологии человека, имею­щих серьёзные социальные, мед., пед. последствия. Отсюда с очевидностью вытекает необходимость проведения широкомасштабного мониторинга про­цессов роста у детей разл. нацио­нальностей, проживающих в разных условиях среды, с целью регулярного-обновления локальных популяц. стан­дартов. Полученные показатели, в т. ч. темпы и направленность эпохальных изменений, наряду с обычными жиз-ненно-статистич. индексами (рож­даемость, смертность, заболеваемость и др.), могут использоваться в качестве одной из характеристик состояния здоровья и социального благосостоя­ния той или иной группы населения.

Социальные последствия связанных с А. изменений проявляются в самых разных областях обществ, жизни. При этом первоочередное значение имеет проблема соответствия процессов би-ол. и социального созревания для воз­можного пересмотра ряда законодат. актов (изменение границ школьного возраста, снижение возраста вступле­ния в брак, ответственности подрост­ков за своё поведение и др.). Большин­ство исследователей приходят к мысли о расхождении темпов физич. и пси-хич. развития, о возникновении свое­образных противоречий между биол. сдвигами и обществ, потребностями, что вызывает необходимость приведе­ния методов сексуального, трудового и обществ, воспитания детей и подрост­ков в соответствие с возрастом их би­ол. развития (В. Г. Властовский, 1976).