Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 41

Важным фактором детской безнад­зорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав де­тей в области образования, оздоровле­ния, получения профессии и жилья.

Ввиду ограничения приёма учащих­ся в 9—11-е классы, сокращения приё­ма в проф.-технич. уч-ща ежегодно от 500 тыс. до 1,5 млн. подростков в воз­расте 14—18 лет лишены возможности продолжать обучение, а на рынке тру­да они не котируются, т. к. не имеют профессии и не достигли трудоспособ­ного возраста.

Из 700 тыс. детей и подростков, со­стоящих на учёте в органах внутр. дел, св. 200 тыс. не учатся и не работают, 127 тыс. живут в неполных семьях. Большинство этих детей из асоциаль­ных семей, где на их развитие и вос­питание практически не обращают внимания.

Серьёзным фактором роста числа безнадзорных детей в 1990-х гг. стало увеличивающееся число беженцев и переселенцев. Только в 1996 их было

зарегистрировано св. 1,1 млн. чел., в т. ч. ок. 320 тыс. детей. Большую тре­вогу вызывает рост числа детей-по­прошаек, причём в ряде крупных го­родов детей как проф. нищих исполь­зуют взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных стран. По данным МВД РФ, в приёмники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попа­дают 12—15 тыс. детей беженцев из быв. республик СССР, р-нов межнац. конфликтов.

Пр-вом РФ, органами исполнит, власти субъектов РФ принимаются меры по профилактике детской без­надзорности, социального сиротства, по созданию системы социальной ре­абилитации детей и подростков, ока­завшихся в кризисной ситуации. Ос­новой для этого стал Указ президента РФ от 6 сент. 1993 «О профилактике безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних, защите их прав». Новая модель гос. системы социаль­ной профилактики ориентирована на решение проблем детей и подростков, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную жизнь. Меры по предот­вращению социальной дезадаптации и безнадзорности детей и подрост­ков, созданию гос. системы защиты прав несовершеннолетних проявились, прежде всего, в создании новых соц.-профилактич. служб для несовершен­нолетних.

Деятельность специализиров. соц.-ре-абилитац. учреждений для несовер­шеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населе­ния, что закреплено в федеральном законе «О социальном обслуживании населения в РФ» и постановлении Пр-ва РФ от 13 сент. 1996.

На основании этих указов была сформирована нормативно-правовая база деятельности специализиров. соц.-реабилитац. учреждений, разработана и утверждена Пр-вом РФ Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений не­совершеннолетних на 1997—98 годы» в составе президентской программы «Дети России».

Создание сети соц.-реабилитац. уч­реждений в системе органов социаль­ной защиты нас. (554 в 1997) привело к резкому увеличению числа выявлен­ных детей, нуждающихся в помощи гос-ва. Если в 1992 было выявлено 67,2 тыс. детей, оставшихся без попе­чения родителей, то в 1996 их число достигло 115,3 тыс. человек.

Деятельность учреждений не огра­ничивается работой непосредственно с ребёнком. В ряде случаев оказание экстренной социальной, юрид., мед. помощи не только детям, но и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проведение своеврем. про-филактич. работы с семьями «группы

риска» в рамках компетенции учреж­дения сохраняют ребёнку его родную семью. Социальный патронаж детей, возвращённых в семьи, позволяет осу­ществлять социальную реабилитацию не периодически (в условиях учрежде­ния), а оказывать реальную помощь и поддержку в течение всего срока, не­обходимого для полной адаптации ребёнка. Открытие специализиров. уч­реждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабили­тации, объединило усилия разл. орга­нов и служб, занимающихся детьми, дало реальную возможность оказания экстренной социальной помощи ре­бёнку (проживание на полном гос. обеспечении, мед. обследование, обу­чение, социальная и психол. реабили­тация). Вновь созданные учреждения берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, утративших семейные связи (отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставших­ся без попечения родителей, постоян­ного места жительства и средств к существованию). В стационары соц.-реа­билитац. центров и приютов помеща­ются дети из приёмников-распреде­лителей органов внутр. дел, где они находились длит, время, ожидая на­правления в дет. учреждение интер­натного типа.

Только в 1996 соц.-реабилитац. уч­реждения для несовершеннолетних оказали услуги более чем 100 тыс. де­тей и подростков; 40 тыс. семей нахо­дились под социальным патронажем, в стационарах прошли реабилитацию св. 65 тыс. несовершеннолетних.

Значит, часть поступающих в учреж­дения социальной зашиты — дети, по­добранные на вокзалах и улицах, под­валах и чердаках, не имеющие никаких док-тов, с неустановленной лично­стью. Социальные работники восста­навливают социальный статус несо­вершеннолетних, выявляют причины их дезадаптации.

Деятельность специализиров. соц.-реа­билитац. учреждений для несовершен­нолетних направлена прежде всего на реабилитацию семьи ребёнка, с тем, чтобы вернуть его на воспитание в родную семью, а в случае, если это оказывается невозможным, предпри­нять меры по передаче детей в семьи на усыновление, под опеку (попечи­тельство), в семейные воспитат. груп­пы, создаваемые на базе учреждений. Напр., из 637 детей, проходивших ре­абилитацию в соц.-реабилитац. учреж­дениях Самарской обл., 49% детей бы­ли возвращены в родную семью и к родственникам, 6% отданы под опеку (попечительство), 19% переданы в приёмные (замещающие) семьи и только 25% направлены в дет. дома и интернаты.                                                                                                                                                                    М. Н. Мирсагатова.

БЛАГОСОСТОЯНИЕ населения, ма­териальное положение населения, разл. его групп, семей (домашних х-в) и отд. лиц. Характеризуется размером и видами доходов, структурой потреб­ления, питания и т. п.