Важным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья.
Ввиду ограничения приёма учащихся в 9—11-е классы, сокращения приёма в проф.-технич. уч-ща ежегодно от 500 тыс. до 1,5 млн. подростков в возрасте 14—18 лет лишены возможности продолжать обучение, а на рынке труда они не котируются, т. к. не имеют профессии и не достигли трудоспособного возраста.
Из 700 тыс. детей и подростков, состоящих на учёте в органах внутр. дел, св. 200 тыс. не учатся и не работают, 127 тыс. живут в неполных семьях. Большинство этих детей из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращают внимания.
Серьёзным фактором роста числа безнадзорных детей в 1990-х гг. стало увеличивающееся число беженцев и переселенцев. Только в 1996 их было
зарегистрировано св. 1,1 млн. чел., в т. ч. ок. 320 тыс. детей. Большую тревогу вызывает рост числа детей-попрошаек, причём в ряде крупных городов детей как проф. нищих используют взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных стран. По данным МВД РФ, в приёмники-распределители для несовершеннолетних ежегодно попадают 12—15 тыс. детей беженцев из быв. республик СССР, р-нов межнац. конфликтов.
Пр-вом РФ, органами исполнит, власти субъектов РФ принимаются меры по профилактике детской безнадзорности, социального сиротства, по созданию системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Основой для этого стал Указ президента РФ от 6 сент. 1993 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Новая модель гос. системы социальной профилактики ориентирована на решение проблем детей и подростков, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную жизнь. Меры по предотвращению социальной дезадаптации и безнадзорности детей и подростков, созданию гос. системы защиты прав несовершеннолетних проявились, прежде всего, в создании новых соц.-профилактич. служб для несовершеннолетних.
Деятельность специализиров. соц.-ре-абилитац. учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что закреплено в федеральном законе «О социальном обслуживании населения в РФ» и постановлении Пр-ва РФ от 13 сент. 1996.
На основании этих указов была сформирована нормативно-правовая база деятельности специализиров. соц.-реабилитац. учреждений, разработана и утверждена Пр-вом РФ Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997—98 годы» в составе президентской программы «Дети России».
Создание сети соц.-реабилитац. учреждений в системе органов социальной защиты нас. (554 в 1997) привело к резкому увеличению числа выявленных детей, нуждающихся в помощи гос-ва. Если в 1992 было выявлено 67,2 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, то в 1996 их число достигло 115,3 тыс. человек.
Деятельность учреждений не ограничивается работой непосредственно с ребёнком. В ряде случаев оказание экстренной социальной, юрид., мед. помощи не только детям, но и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проведение своеврем. про-филактич. работы с семьями «группы
риска» в рамках компетенции учреждения сохраняют ребёнку его родную семью. Социальный патронаж детей, возвращённых в семьи, позволяет осуществлять социальную реабилитацию не периодически (в условиях учреждения), а оказывать реальную помощь и поддержку в течение всего срока, необходимого для полной адаптации ребёнка. Открытие специализиров. учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, объединило усилия разл. органов и служб, занимающихся детьми, дало реальную возможность оказания экстренной социальной помощи ребёнку (проживание на полном гос. обеспечении, мед. обследование, обучение, социальная и психол. реабилитация). Вновь созданные учреждения берут на себя заботу о восстановлении социального статуса детей, утративших семейные связи (отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства и средств к существованию). В стационары соц.-реабилитац. центров и приютов помещаются дети из приёмников-распределителей органов внутр. дел, где они находились длит, время, ожидая направления в дет. учреждение интернатного типа.
Только в 1996 соц.-реабилитац. учреждения для несовершеннолетних оказали услуги более чем 100 тыс. детей и подростков; 40 тыс. семей находились под социальным патронажем, в стационарах прошли реабилитацию св. 65 тыс. несовершеннолетних.
Значит, часть поступающих в учреждения социальной зашиты — дети, подобранные на вокзалах и улицах, подвалах и чердаках, не имеющие никаких док-тов, с неустановленной личностью. Социальные работники восстанавливают социальный статус несовершеннолетних, выявляют причины их дезадаптации.
Деятельность специализиров. соц.-реабилитац. учреждений для несовершеннолетних направлена прежде всего на реабилитацию семьи ребёнка, с тем, чтобы вернуть его на воспитание в родную семью, а в случае, если это оказывается невозможным, предпринять меры по передаче детей в семьи на усыновление, под опеку (попечительство), в семейные воспитат. группы, создаваемые на базе учреждений. Напр., из 637 детей, проходивших реабилитацию в соц.-реабилитац. учреждениях Самарской обл., 49% детей были возвращены в родную семью и к родственникам, 6% отданы под опеку (попечительство), 19% переданы в приёмные (замещающие) семьи и только 25% направлены в дет. дома и интернаты. М. Н. Мирсагатова.
БЛАГОСОСТОЯНИЕ населения, материальное положение населения, разл. его групп, семей (домашних х-в) и отд. лиц. Характеризуется размером и видами доходов, структурой потребления, питания и т. п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.