Для согласования политики занятости с мерами по борьбе с инфляцией необходимо выбирать между полной занятостью, сопровождаемой ростом издержек инфляции, и неполной занятостью, вызывающей потери возможного (в условиях полной занятости) роста валового нац. продукта (см. Экономические издержки безработицы). Антиинфляц. меры, связанные с ростом Б., сопряжены с огромными издержками. Напр., по оценкам амер. экономиста А. Оукэна («American Economic Review», 1978, v. 68) снижение инфляции в 1970-х гг. путём намеренного увеличения Б. оборачивалось для США издержками, эквивалентными потерям от 6 до 18% ВНП. Стремление побороть инфляцию в 1953—80 в целом было эквивалентно потерям 8 трлн. долл. (в ценах 1979). Эти потери тождественны затратам 83 млн. человеко-лет. Если бы экон. политика пр-ва США в этот период не преследовала цели преднамеренного сохранения высокого уровня Б. для снижения инфляции, то в среднем занятость нас. могла бы увеличиться на 4,5 млн. чел.
Экономические методы борьбы с Б. Высокая цена, к-рую общество вынуждено платить за рост Б., вызывает необходимость применения радикальных мер по её снижению и проведению превентивной политики против долгосрочной, имеющей застойный характер Б. Кризис массовой Б. может быть прёодолён только путём
расширения произ-ва и создания рабочих мест в новых областях деятельности. При этом фактич. стоимость дополнит, гос. расходов на создание новых рабочих мест обходится, как правило, гораздо дешевле поддержки пребывания определ. части трудящихся в состоянии безработных. В большинстве стран ОЭСР, напр., фактич. издержки на создание рабочих мест составляют не более 20% общих затрат на безработных.
В условиях обвального роста Б. центр, направлением политики занятости, как показала практика мн. стран, должно быть бюджетное субсидирование дополнит, (по отношению к фактич. уровню) рабочей силы на действующих пр-тиях. Напр., пр-тия могут получать льготный кредит, соразмерный заработной плате дополнительно нанятых рабочих. При этом субсидирование дополнит, занятости будет компенсироваться снижением затрат на пособия безработным, а также увеличением налоговых поступлений от более полного использования рабочей силы. Примером такого подхода к регулированию занятости служат результаты практич. применения принятого конгрессом США в 1977 закона о льготном кредитовании дополнит, занятости, по к-рому в течение 1977—78 за увеличение занятости св. 102% числ. рабочей силы 1976 на каждого дополнительно принятого рабочего предоставлялась налоговая скидка в размере 2100 долл. Финансирование этой субсидии планировалось за счёт сокращения на 50% налоговых издержек пр-тий по страхованию Б., составляющих в этот период ок. 4200 долл. на одного рабочего. Общий размер субсидий для пр-тия был ограничен 100 тыс. долл., т.е. возможностью принять на работу дополнительно 48 чел. в течение года. В казначейство США за этот период поступило 1,2 млн. заявок на открытие такого рода кредита, совокупный эффект от к-рого оценивался в дополнит, занятости 300—540 тыс. чел., что составляло 0,4-0,8% общей занятости в частном секторе. Практика показала, что льготное кредитование дополнит, заня-тоста скорее, чем инвестиции в оборудование, помогает отреагировать на спад произ-ва и погасить резкий всплеск Б.
Ктрадиц. методам борьбы с Б. относятся стимулирование перехода пр-тий на неполную рабочую неделю (такие пр-тия должны поощряться налоговыми льготами), уменьшение фактич. предложения рабочей силы за счёт снижения установленного законом пенсионного возраста, создание врем, рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли (обществ, работы, напр, санация быв. пром. территорий, работы в области охраны окружающей среды и т.д.). Важное значение имеет
широкое развитие гос. служб переподготовки и повышения проф. квалификации.
Страхование по Б. представляет собой гос. систему социальных гарантий и компенсаций гражданам, потерявшим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длит, перерыва (см. Компенсационные выплаты, Пособие по безработице).
Финансирование системы помощи лицам, потерявшим работу, производится за счёт спец. налогов (взносов), уплачиваемых работодателями в процентах к фонду оплаты труда (в 1997 — 1,5%). В отличие от мн. др. стран в РФ наёмные работники страховых взносов по Б. не платят. Собранные взносы поступают в Фонд занятости населения РФ, из к-рого финансируются не только выплаты пособий по Б., но и затраты по переподготовке высвобожденных рабочих и на совершенствование гос. службы занятости.
В случае резкого роста числа безработных, официально зарегистрированных в службе занятости и получающих компенсац. пособия, Гос. фонд занятости при действующей норме отчислений в него может испытывать дефицит финанс. средств. Исследования показали, что при совр. размерах пособий по Б. уже 10%-ный её уровень потребует на компенсац. выплаты 2-2,5% ВНП (выплаты пособий по Б. в странах ОЭСР, обладающих наиб, развитой системой социальных гарантий, составляют ок. 1,5% ВНП).
Существует проблема как расширения объёма Гос. фонда занятости, так и изменения самой схемы взимания налогов в этот фонд, т.к. принятый подход (в процентах от фонда заработной платы) приходит в противоречие с конечной целью - увеличением размера фонда занятости как раз в период массовой Б., когда фонд зарплаты фактически резко уменьшается. С др. стороны, если налоговая ставка будет увеличиваться в период массовой Б., то это автоматически повысит издержки по найму дополнит, рабочей силы как раз в тот момент, когда необходимо расширить приём на работу высвобождаемых с др. пр-тий работников.
Стимулирующее воздействие на рост занятости может оказать альтернативное финансирование пособий по Б. с помощью налогов на приобретаемые товары и услуги: в такой форме налоги будут одновременно содействовать снижению издержек на рабочую силу и повышению чистой (за вычетом налогов) заработной платы, т.е. побуждать пр-тия к найму дополнит, работников, а безработных — к поиску работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.