Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 35

Для согласования политики занято­сти с мерами по борьбе с инфляцией необходимо выбирать между полной занятостью, сопровождаемой ростом издержек инфляции, и неполной заня­тостью, вызывающей потери возмож­ного (в условиях полной занятости) роста валового нац. продукта (см. Эко­номические издержки безработицы). Антиинфляц. меры, связанные с рос­том Б., сопряжены с огромными из­держками. Напр., по оценкам амер. экономиста А. Оукэна («American Eco­nomic Review», 1978, v. 68) снижение инфляции в 1970-х гг. путём намерен­ного увеличения Б. оборачивалось для США издержками, эквивалентными потерям от 6 до 18% ВНП. Стремление побороть инфляцию в 1953—80 в целом было эквивалентно потерям 8 трлн. долл. (в ценах 1979). Эти потери тож­дественны затратам 83 млн. челове­ко-лет. Если бы экон. политика пр-ва США в этот период не преследовала цели преднамеренного сохранения высокого уровня Б. для снижения ин­фляции, то в среднем занятость нас. могла бы увеличиться на 4,5 млн. чел.

Экономические методы борь­бы с Б. Высокая цена, к-рую обще­ство вынуждено платить за рост Б., вызывает необходимость применения радикальных мер по её снижению и проведению превентивной политики против долгосрочной, имеющей за­стойный характер Б. Кризис массовой Б. может быть прёодолён только путём

расширения произ-ва и создания ра­бочих мест в новых областях деятель­ности. При этом фактич. стоимость дополнит, гос. расходов на создание новых рабочих мест обходится, как правило, гораздо дешевле поддержки пребывания определ. части трудящих­ся в состоянии безработных. В боль­шинстве стран ОЭСР, напр., фактич. издержки на создание рабочих мест составляют не более 20% общих затрат на безработных.

В условиях обвального роста Б. центр, направлением политики заня­тости, как показала практика мн. стран, должно быть бюджетное субси­дирование дополнит, (по отношению к фактич. уровню) рабочей силы на действующих пр-тиях. Напр., пр-тия могут получать льготный кредит, со­размерный заработной плате дополни­тельно нанятых рабочих. При этом субсидирование дополнит, занятости будет компенсироваться снижением затрат на пособия безработным, а так­же увеличением налоговых поступле­ний от более полного использования рабочей силы. Примером такого под­хода к регулированию занятости слу­жат результаты практич. применения принятого конгрессом США в 1977 закона о льготном кредитовании до­полнит, занятости, по к-рому в тече­ние 1977—78 за увеличение занятости св. 102% числ. рабочей силы 1976 на каждого дополнительно принятого ра­бочего предоставлялась налоговая скидка в размере 2100 долл. Финанси­рование этой субсидии планировалось за счёт сокращения на 50% налого­вых издержек пр-тий по страхованию Б., составляющих в этот период ок. 4200 долл. на одного рабочего. Общий размер субсидий для пр-тия был огра­ничен 100 тыс. долл., т.е. возможно­стью принять на работу дополнитель­но 48 чел. в течение года. В казначей­ство США за этот период поступило 1,2 млн. заявок на открытие такого рода кредита, совокупный эффект от к-рого оценивался в дополнит, заня­тости 300—540 тыс. чел., что составля­ло 0,4-0,8% общей занятости в част­ном секторе. Практика показала, что льготное кредитование дополнит, заня-тоста скорее, чем инвестиции в оборудо­вание, помогает отреагировать на спад произ-ва и погасить резкий всплеск Б.

Ктрадиц. методам борьбы с Б. отно­сятся стимулирование перехода пр-тий на неполную рабочую неделю (такие пр-тия должны поощряться налоговы­ми льготами), уменьшение фактич. предложения рабочей силы за счёт снижения установленного законом пен­сионного возраста, создание врем, ра­бочих мест, не ориентированных на получение прибыли (обществ, работы, напр, санация быв. пром. территорий, работы в области охраны окружающей среды и т.д.). Важное значение имеет

широкое развитие гос. служб перепод­готовки и повышения проф. квалифи­кации.

Страхование по Б. представля­ет собой гос. систему социальных га­рантий и компенсаций гражданам, по­терявшим работу или желающим воз­обновить трудовую деятельность после длит, перерыва (см. Компенсационные выплаты, Пособие по безработице).

Финансирование системы помощи лицам, потерявшим работу, произво­дится за счёт спец. налогов (взносов), уплачиваемых работодателями в про­центах к фонду оплаты труда (в 1997 — 1,5%). В отличие от мн. др. стран в РФ наёмные работники страховых взно­сов по Б. не платят. Собранные взносы поступают в Фонд занятости населения РФ, из к-рого финансируются не толь­ко выплаты пособий по Б., но и затра­ты по переподготовке высвобожден­ных рабочих и на совершенствование гос. службы занятости.

В случае резкого роста числа безра­ботных, официально зарегистриро­ванных в службе занятости и получа­ющих компенсац. пособия, Гос. фонд занятости при действующей норме от­числений в него может испытывать дефицит финанс. средств. Исследова­ния показали, что при совр. размерах пособий по Б. уже 10%-ный её уровень потребует на компенсац. выплаты 2-2,5% ВНП (выплаты пособий по Б. в странах ОЭСР, обладающих наиб, развитой системой социальных гаран­тий, составляют ок. 1,5% ВНП).

Существует проблема как расшире­ния объёма Гос. фонда занятости, так и изменения самой схемы взимания налогов в этот фонд, т.к. принятый подход (в процентах от фонда заработ­ной платы) приходит в противоречие с конечной целью - увеличением раз­мера фонда занятости как раз в период массовой Б., когда фонд зарплаты фактически резко уменьшается. С др. стороны, если налоговая ставка будет увеличиваться в период массовой Б., то это автоматически повысит издер­жки по найму дополнит, рабочей силы как раз в тот момент, когда необходи­мо расширить приём на работу высво­бождаемых с др. пр-тий работников.

Стимулирующее воздействие на рост занятости может оказать альтернатив­ное финансирование пособий по Б. с помощью налогов на приобретаемые товары и услуги: в такой форме налоги будут одновременно содействовать снижению издержек на рабочую си­лу и повышению чистой (за вычетом налогов) заработной платы, т.е. по­буждать пр-тия к найму дополнит, ра­ботников, а безработных — к поиску работы.