Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 11

Обеспеченность дет. дошкольными учреждениями 45,5% от числ. детей (55,5 в РФ; 1995).

В А. 2 вуза (6,2 тыс. студентов), 3 ср. спец. уч. заведения (5,2 тыс. студен­тов). 15,0 тыс. чел.— учащиеся в трудо­способном возрасте очной формы обу­чения. 11% нас. старше 15 лет имеет высшее и незаконч. высшее, 23% — ср. спец., 48% — ср. и неполное ср. обра­зование.

Уровень преступности — 1344 пре­ступления на 100 000 жиг. (1860 в РФ; 1995).

Осн. социальные проблемы А. свя­заны с необходимостью сохранения и создания новых рабочих мест, повы­шения уровня и стандартов жизне­обеспечения населения. Решения тре­буют и проблемы экологии в связи со слабым развитием очистных сооруже­ний на действующих производствах. А. В. Корюхина.

АКАДЕМИЯ    СОЦИАЛЬНЫХ    НАУК,

общественная самоуправляемая орга­низация, объединяющая на основе об­щности проф. интересов ряд автори­тетных учёных и практиков, плодо­творно работающих в области со­циальных наук (социологии, полито­логии, экономики, демографии, этно­логии, экологии человека и др.). Со­здана в 1994.

Академия ведёт свою работу в целях всемерного содействия развитию со­циальных наук, проф. консолидации учёных, работающих в разл. сферах науки и практики, а также координа­ции фундаментальных и прикладных исследований в пределах полномочий, предусмотренных её Уставом.

Академия взаимодействует с РАН, др. академиями наук РФ, академиями наук стран СНГ и др. зарубежных гос-в, вузами, мин-вами, ведомствами РФ.

Деятельность А. с. н. направлена на достижение след, задач:

участие в проведении науч. исследо­ваний и разработке крупных про­грамм, способствующих экон., соци­альному и духовному развитию чело­века и улучшению соц.-экон. и экологич. среды его обитания, в раз­работке рекомендаций по их эффек­тивному использованию;

участие в разработке новых концеп­ций и стратегии развития социальных наук, сохранение и наращивание их исследоват. потенциала;

прогнозирование соц.-экон., де-могр., этнополитич. развития РФ и её отд. регионов;

участие в разработке междунар. про­ектов в области социальных наук, ор­ганизации симпозиумов, семинаров, конференций и науч. сессий; создание совм. междунар. исследоват. про­грамм, организация разл. рода конкур­сов и т. п.;

в случаях и порядке, предусмотрен­ных законодательством, проведение независимой экспертизы разл. гос. и межгос. программ, важнейших проек­тов с точки зрения их экон., соц.-по­лит, и демогр. последствий;

анализ совр. состояния исследова­ний по важнейшим направлениям в области социальных наук в РФ;

создание на конкурсной основе вре­менных трудовых коллективов, с пре­имуществ, привлечением молодых учёных, для решения важнейших науч. проблем;

содействие подготовке кадрового по­тенциала в области социальных наук;

привлечение к деятельности моло­дых учёных и создание возможностей для повышения их науч. статуса с целью усиления их дальнейшего вкла­да в развитие социальных наук;

проведение науч. сессий, конферен­ций и совещаний для обсуждения тео-ретич. и прикладных проблем соци­альных наук, вопросов координации исследоват. и научно-практич. работ;

осуществление издат. деятельности

и содействие пропаганде науч. знаний

через средства массовой информации

• для   повышения   интеллектуального

уровня общества;

проведение конкурсов науч. работ и присуждение премий А. с. н. за выда­ющиеся результаты в области фунда­ментальных и прикладных исследо­ваний.

Академия может создавать целевые фонды для финансирования науч. ис­следований, социальной поддержки учёных и благотворительности.

Л. П. Храпылина.

АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение), ускоре­ние соматического развития и физиол. созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поко­лениями. Термин «А. развития» введён нем. врачом Э. Кохом (1935), к-рый на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьни­ков показал, что дети 1930-х гг. во всех возрастно-половых группах были крупнее, чем их родители в том же возрасте.

Поскольку термин «А.» часто ис­пользуется также для характеристики внутригруппового расслоения по тем­пам развития в пределах совр. популя­ции (напр., «акселерированные» или «ретардированные» дети, т.е. те, у к-рых биол. возраст обгоняет паспорт­ный и наоборот), в заруб, лит-ре всё более широко применяются тер­мины «вековая тенденция», «эпохаль­ный сдвиг», «секулярные изменения», к-рые отражают разнонаправленность происходящих временных сдвигов. Однако эти термины обозначают не только ускорение развития подраста­ющего поколения, но и изменения в развитии взрослых людей за 100—150 лет — увеличение размеров тела, удли­нение репродуктивного периода, бо-.лее позднее наступление менопаузы у женщин, сохранение работоспособно­сти в пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни и др.

А. характеризуется сложным комп­лексом взаимосвязанных явлений, в т. ч. нек-рыми изменениями в психич. развитии. Лучше всего изучены её морфол. и отдельные физиол. (напр., сроки начала менструаций) проявле­ния, при этом соответствующие изме­нения устанавливаются при сопостав­лении данных о развитии совр. людей с аналогичными показателями пред-

шествующих периодов времени, пре-им. за последние 100—150 лет. Трудно с уверенностью определить начало тенденции к увеличению размеров те­ла, поскольку массовые обследования роста стали проводиться относительно недавно. В большинстве высокоразви­тых стран мира характерные измене­ния зафиксированы с начала или сер.

19 в., а в Норвегии, напр., они отме­чаются уже с сер. 18 в. (Дж. Тэннер, 1979).

А. соматич. развития имеет место уже во внутриутробном периоде жиз­ни. Размеры тела новорождённых в разл. городах РФ и заруб, стран к кон.

20 в. увеличились. Дети грудного воз­раста растут быстрее, у них раньше зарастают роднички. Удвоение массы тела у детей Москвы происходит в 3—4 мес вместо прежних 6. По сравне­нию с 1920—30-ми гг. годовалые дети 1970-х гг. имели длину тела на 4—5 см, а массу тела на 1,2—1,5 кг больше, чем их сверстники в предыдущих поколе­ниях. У детей в возрасте от 1 года до 7 лет А., наряду с увеличением разме­ров тела, проявляется также в более раннем прорезывании постоянных зу­бов и сроках окостенения скелета.