Обеспеченность дет. дошкольными учреждениями 45,5% от числ. детей (55,5 в РФ; 1995).
В А. 2 вуза (6,2 тыс. студентов), 3 ср. спец. уч. заведения (5,2 тыс. студентов). 15,0 тыс. чел.— учащиеся в трудоспособном возрасте очной формы обучения. 11% нас. старше 15 лет имеет высшее и незаконч. высшее, 23% — ср. спец., 48% — ср. и неполное ср. образование.
Уровень преступности — 1344 преступления на 100 000 жиг. (1860 в РФ; 1995).
Осн. социальные проблемы А. связаны с необходимостью сохранения и создания новых рабочих мест, повышения уровня и стандартов жизнеобеспечения населения. Решения требуют и проблемы экологии в связи со слабым развитием очистных сооружений на действующих производствах. А. В. Корюхина.
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК,
общественная самоуправляемая организация, объединяющая на основе общности проф. интересов ряд авторитетных учёных и практиков, плодотворно работающих в области социальных наук (социологии, политологии, экономики, демографии, этнологии, экологии человека и др.). Создана в 1994.
Академия ведёт свою работу в целях всемерного содействия развитию социальных наук, проф. консолидации учёных, работающих в разл. сферах науки и практики, а также координации фундаментальных и прикладных исследований в пределах полномочий, предусмотренных её Уставом.
Академия взаимодействует с РАН, др. академиями наук РФ, академиями наук стран СНГ и др. зарубежных гос-в, вузами, мин-вами, ведомствами РФ.
Деятельность А. с. н. направлена на достижение след, задач:
участие в проведении науч. исследований и разработке крупных программ, способствующих экон., социальному и духовному развитию человека и улучшению соц.-экон. и экологич. среды его обитания, в разработке рекомендаций по их эффективному использованию;
участие в разработке новых концепций и стратегии развития социальных наук, сохранение и наращивание их исследоват. потенциала;
прогнозирование соц.-экон., де-могр., этнополитич. развития РФ и её отд. регионов;
участие в разработке междунар. проектов в области социальных наук, организации симпозиумов, семинаров, конференций и науч. сессий; создание совм. междунар. исследоват. программ, организация разл. рода конкурсов и т. п.;
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, проведение независимой экспертизы разл. гос. и межгос. программ, важнейших проектов с точки зрения их экон., соц.-полит, и демогр. последствий;
анализ совр. состояния исследований по важнейшим направлениям в области социальных наук в РФ;
создание на конкурсной основе временных трудовых коллективов, с преимуществ, привлечением молодых учёных, для решения важнейших науч. проблем;
содействие подготовке кадрового потенциала в области социальных наук;
привлечение к деятельности молодых учёных и создание возможностей для повышения их науч. статуса с целью усиления их дальнейшего вклада в развитие социальных наук;
проведение науч. сессий, конференций и совещаний для обсуждения тео-ретич. и прикладных проблем социальных наук, вопросов координации исследоват. и научно-практич. работ;
осуществление издат. деятельности
и содействие пропаганде науч. знаний
через средства массовой информации
• для повышения интеллектуального
уровня общества;
проведение конкурсов науч. работ и присуждение премий А. с. н. за выдающиеся результаты в области фундаментальных и прикладных исследований.
Академия может создавать целевые фонды для финансирования науч. исследований, социальной поддержки учёных и благотворительности.
Л. П. Храпылина.
АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение), ускорение соматического развития и физиол. созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Термин «А. развития» введён нем. врачом Э. Кохом (1935), к-рый на основании многолетних наблюдений над разными поколениями школьников показал, что дети 1930-х гг. во всех возрастно-половых группах были крупнее, чем их родители в том же возрасте.
Поскольку термин «А.» часто используется также для характеристики внутригруппового расслоения по темпам развития в пределах совр. популяции (напр., «акселерированные» или «ретардированные» дети, т.е. те, у к-рых биол. возраст обгоняет паспортный и наоборот), в заруб, лит-ре всё более широко применяются термины «вековая тенденция», «эпохальный сдвиг», «секулярные изменения», к-рые отражают разнонаправленность происходящих временных сдвигов. Однако эти термины обозначают не только ускорение развития подрастающего поколения, но и изменения в развитии взрослых людей за 100—150 лет — увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, бо-.лее позднее наступление менопаузы у женщин, сохранение работоспособности в пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни и др.
А. характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений, в т. ч. нек-рыми изменениями в психич. развитии. Лучше всего изучены её морфол. и отдельные физиол. (напр., сроки начала менструаций) проявления, при этом соответствующие изменения устанавливаются при сопоставлении данных о развитии совр. людей с аналогичными показателями пред-
шествующих периодов времени, пре-им. за последние 100—150 лет. Трудно с уверенностью определить начало тенденции к увеличению размеров тела, поскольку массовые обследования роста стали проводиться относительно недавно. В большинстве высокоразвитых стран мира характерные изменения зафиксированы с начала или сер.
19 в., а в Норвегии, напр., они отмечаются уже с сер. 18 в. (Дж. Тэннер, 1979).
А. соматич. развития имеет место уже во внутриутробном периоде жизни. Размеры тела новорождённых в разл. городах РФ и заруб, стран к кон.
20 в. увеличились. Дети грудного возраста растут быстрее, у них раньше зарастают роднички. Удвоение массы тела у детей Москвы происходит в 3—4 мес вместо прежних 6. По сравнению с 1920—30-ми гг. годовалые дети 1970-х гг. имели длину тела на 4—5 см, а массу тела на 1,2—1,5 кг больше, чем их сверстники в предыдущих поколениях. У детей в возрасте от 1 года до 7 лет А., наряду с увеличением размеров тела, проявляется также в более раннем прорезывании постоянных зубов и сроках окостенения скелета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.