Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 55

БЮДЖЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ, социаль­ный норматив, определяющий сто­имостное выражение минимальных стандартов потребления материаль­ных благ и услуг соц.-демогр. группа­ми населения. Применяется в гос. по­литике доходов для характеристики со­стояния и регулирования уровня жизни отд. категорий граждан. В практике политики социальной мн. стран приме­няется 3 вида Б. с.: физиол. потреби­тельский бюджет, миним. потреби­тельский бюджет и социальный потре­бительский бюджет.

Физиол. потребительский бюджет (ФПБ) определяет набор по­требительских товаров и услуг для удовлетворения осн. физиол. потреб­ностей человека. На его основе рас­считывается физиол. минимум для определения всех видов (ден. и нату­ральных) доходов нас., к-рые обеспе­чивают соответствующий ФПБ объём потребления товаров и услуг группами населения, относимыми к самым бед­ным или нищим слоям общества.

Физиол. минимум поддерживает воспроиз-во человека на грани вы­живания и, следовательно, на его ос­нове невозможно определение разме­ров миним. тарифных ставок заработ­ной платы. Потребительская корзина физиол. минимума по своему энерге-тич. балансу не предусматривает за­трат энергии человеком на соотв. виды работ, не содержит расходов на транс­порт, дополнит, одежду, необходимую для осуществления производств, дея­тельности, приобретение соответству­ющих проф. навыков или их поддер­жание. Доход ниже уровня физиол. минимума ведёт к деградации челове­ка, его физич. истощению. Физиол. минимум — граница уровня нищеты, поэтому лица или семьи, имеющие доходы на уровне или ниже ФПБ, име­ют безусловное первоочередное право на социальную защиту и пользование спец. социальными программами и должны находиться под наблюдением (опекой) местных органов социально­го обеспечения или им подобных.

Показатели ФПБ используются в РФ для определения минимально до­пустимого уровня дохода, к-рый обес­печивает соотв. объём потребления то­варов и услуг самыми необеспеченны­ми слоями нас.; уровня абсолютной бедности (нищеты); категорий бедных граждан, нуждающихся в экстренной помощи со стороны гос. органов вла-

ста; численности нуждающихся в пер­воочередной материальной (натураль­ной) помощи; миним. размеров соци­альных пособий (в т. ч. объёмов нату­ральной помощи) гражданам, чей уровень потребления находится ниже черты физиол. минимума; разработки программ повышения жизненного уровня семей и лиц с доходами ниже уровня физиол. минимума.

Поскольку физиол. минимум в от­личие от прожиточного минимума предполагает наименьший из допусти­мых обществом уровней потребления, он становится гл. критерием для выде­ления самых остро нуждающихся в социальной защите граждан. Сущест­вование продолжит, время семей с детьми, имеющих доход на уровне физиол. минимума, отрицат. образом может сказаться на социализации и культурном развитии детей: ребёнок не может получить нормального соци­ального развития, стать экономически активным членом общества, что, в свою очередь, может привести к созда­нию широкой социальной базы паупе­ризации подрастающего поколения.

В практике рос. социальной полити­ки физиол. минимум в силу острой нехватки у гос-ва финанс. ресурсов до дек. 1997 являлся базовым для расчётов миним. уровней оплаты тру­да, социальных выплат, пенсий и по­собий. В его структуре использовались 25 наименований осн. видов продук­тов. Подмена физиол. минимумом ми-

нимума прожиточного отрицательно сказывалась на формировании систе­мы трудовых доходов и трудовой мо­тивации населения. Действовавший в кон. 1997 миним. уровень оплаты тру­да составлял лишь 17% прожиточного минимума. Использование физиол. минимума как осн. элемента социаль­ной защиты приводило к неточной оценке уровня жизни нас. и дезориен­тации политики доходов.

Осн. социальный норматив в прак­тике социальной политики — ми­ним. потребительский бюд­жет (МПБ). Его стоимостная величи­на — прожиточный минимум - служит для определения черты бедности.

МПБ определяет расходы на приоб­ретение миним. набора потребитель­ских товаров и услуг для удовлетворе­ния осн. физиол. и соц.-культурных потребностей человека. Широко при­меняется при разработке и реализации социальной политики в странах мира.

Состав потребительской корзины МПБ позволяет обеспечивать не толь­ко физиол. выживание человека, но и исполнение им определ. социальных функций. В этом смысле МПБ может выступать как основа для определения миним. уровня оплаты труда.

В функции МПБ входит определе­ние, с одной стороны, черты бедности, а с другой — величины миним. соци­альных выплат (пособия на детей), пенсий, пособий по безработице, ми­ним. размеров заработной платы и т. п.

Гос-во, как правило, не берёт на себя обязательств по обеспечению потреб­ления граждан на уровне норм МПБ. Однако в отношении людей, чьи дохо­ды ниже официально установленного прожиточного минимума, должна дей­ствовать система гос. мер по обеспече­нию социальных гарантий.

В систему Б. с. помимо ФПБ и МПБ входит социальный потреби­тельский бюджет (СПБ; социаль­ный минимум), очерчивающий грани­цы малообеспеченности. Структура потребительского набора товаров и ус­луг, входящих в состав СПБ, может выступать в качестве прогностиче­ской (желательной) величины уров­ня потребления (доходов) нас. при разработке перспективных программ соц.-экон. развития страны и отд. ре­гионов.

СПБ служит для разработки перс­пективных программ повышения жиз­ненного уровня малообеспеченных слоев нас., а также в качестве базы для определения заработной платы квали-фициров. работников. Величина соци­ального минимума, предполагающая определ. свободу потребительского' выбора, создаёт предпосылки для ма­териальной заинтересованности ра-; ботников в результатах труда.                                                                                                                                  j

Комплексное применение системы Б. с. позволяет гос-ву проводить диф-ференциров. политику доходов в от­ношении отд. соц.-демогр. групп насе­ления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           А. Л. Сафонм.