БЮДЖЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ, социальный норматив, определяющий стоимостное выражение минимальных стандартов потребления материальных благ и услуг соц.-демогр. группами населения. Применяется в гос. политике доходов для характеристики состояния и регулирования уровня жизни отд. категорий граждан. В практике политики социальной мн. стран применяется 3 вида Б. с.: физиол. потребительский бюджет, миним. потребительский бюджет и социальный потребительский бюджет.
Физиол. потребительский бюджет (ФПБ) определяет набор потребительских товаров и услуг для удовлетворения осн. физиол. потребностей человека. На его основе рассчитывается физиол. минимум для определения всех видов (ден. и натуральных) доходов нас., к-рые обеспечивают соответствующий ФПБ объём потребления товаров и услуг группами населения, относимыми к самым бедным или нищим слоям общества.
Физиол. минимум поддерживает воспроиз-во человека на грани выживания и, следовательно, на его основе невозможно определение размеров миним. тарифных ставок заработной платы. Потребительская корзина физиол. минимума по своему энерге-тич. балансу не предусматривает затрат энергии человеком на соотв. виды работ, не содержит расходов на транспорт, дополнит, одежду, необходимую для осуществления производств, деятельности, приобретение соответствующих проф. навыков или их поддержание. Доход ниже уровня физиол. минимума ведёт к деградации человека, его физич. истощению. Физиол. минимум — граница уровня нищеты, поэтому лица или семьи, имеющие доходы на уровне или ниже ФПБ, имеют безусловное первоочередное право на социальную защиту и пользование спец. социальными программами и должны находиться под наблюдением (опекой) местных органов социального обеспечения или им подобных.
Показатели ФПБ используются в РФ для определения минимально допустимого уровня дохода, к-рый обеспечивает соотв. объём потребления товаров и услуг самыми необеспеченными слоями нас.; уровня абсолютной бедности (нищеты); категорий бедных граждан, нуждающихся в экстренной помощи со стороны гос. органов вла-
ста; численности нуждающихся в первоочередной материальной (натуральной) помощи; миним. размеров социальных пособий (в т. ч. объёмов натуральной помощи) гражданам, чей уровень потребления находится ниже черты физиол. минимума; разработки программ повышения жизненного уровня семей и лиц с доходами ниже уровня физиол. минимума.
Поскольку физиол. минимум в отличие от прожиточного минимума предполагает наименьший из допустимых обществом уровней потребления, он становится гл. критерием для выделения самых остро нуждающихся в социальной защите граждан. Существование продолжит, время семей с детьми, имеющих доход на уровне физиол. минимума, отрицат. образом может сказаться на социализации и культурном развитии детей: ребёнок не может получить нормального социального развития, стать экономически активным членом общества, что, в свою очередь, может привести к созданию широкой социальной базы пауперизации подрастающего поколения.
В практике рос. социальной политики физиол. минимум в силу острой нехватки у гос-ва финанс. ресурсов до дек. 1997 являлся базовым для расчётов миним. уровней оплаты труда, социальных выплат, пенсий и пособий. В его структуре использовались 25 наименований осн. видов продуктов. Подмена физиол. минимумом ми-
нимума прожиточного отрицательно сказывалась на формировании системы трудовых доходов и трудовой мотивации населения. Действовавший в кон. 1997 миним. уровень оплаты труда составлял лишь 17% прожиточного минимума. Использование физиол. минимума как осн. элемента социальной защиты приводило к неточной оценке уровня жизни нас. и дезориентации политики доходов.
Осн. социальный норматив в практике социальной политики — миним. потребительский бюджет (МПБ). Его стоимостная величина — прожиточный минимум - служит для определения черты бедности.
МПБ определяет расходы на приобретение миним. набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения осн. физиол. и соц.-культурных потребностей человека. Широко применяется при разработке и реализации социальной политики в странах мира.
Состав потребительской корзины МПБ позволяет обеспечивать не только физиол. выживание человека, но и исполнение им определ. социальных функций. В этом смысле МПБ может выступать как основа для определения миним. уровня оплаты труда.
В функции МПБ входит определение, с одной стороны, черты бедности, а с другой — величины миним. социальных выплат (пособия на детей), пенсий, пособий по безработице, миним. размеров заработной платы и т. п.
Гос-во, как правило, не берёт на себя обязательств по обеспечению потребления граждан на уровне норм МПБ. Однако в отношении людей, чьи доходы ниже официально установленного прожиточного минимума, должна действовать система гос. мер по обеспечению социальных гарантий.
В систему Б. с. помимо ФПБ и МПБ входит социальный потребительский бюджет (СПБ; социальный минимум), очерчивающий границы малообеспеченности. Структура потребительского набора товаров и услуг, входящих в состав СПБ, может выступать в качестве прогностической (желательной) величины уровня потребления (доходов) нас. при разработке перспективных программ соц.-экон. развития страны и отд. регионов.
СПБ служит для разработки перспективных программ повышения жизненного уровня малообеспеченных слоев нас., а также в качестве базы для определения заработной платы квали-фициров. работников. Величина социального минимума, предполагающая определ. свободу потребительского' выбора, создаёт предпосылки для материальной заинтересованности ра-; ботников в результатах труда. j
Комплексное применение системы Б. с. позволяет гос-ву проводить диф-ференциров. политику доходов в отношении отд. соц.-демогр. групп населения. А. Л. Сафонм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.