Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 28

В то же время мн. развитые страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с Б. Практиче­ски невозможно построить общество, в к-ром не будет семей и людей, име­ющих доходы ниже 50 или 60% от ср.-национального уровня, т.к. отд. категории людей в определ. периоды своей жизни неминуемо попадают за черту Б., напр, безработные, студенты и т. п. В Дании, где уровень Б. такой же, как в Швеции (3%), за черту Б. попадают в осн. студенты и самозаня­тые с временно низким доходом, но матери-одиночки и пожилые не испы­тывают Б., хотя в РФ и многих др. странах они составляют большинство бедных. Напр., в США в 1960-80-х гг. наибольшая доля бедных отмечалась в чёрных семьях и семьях, где главой является женщина. Для борьбы с Б. у молодых во мн. странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших воз­растов — доплаты к пенсии, если доход пенсионера обеспечивает лишь низ­кий уровень благосостояния. Любое пр-во, исходя из программы своей де­ятельности, должно выбирать между масштабами программы по перерас­пределению доходов для борьбы с Б. и программами по стимулированию тру­довой деятельности и экономии расхо­дов бюджетных средств. Так, в США в 1960—70 политика социальная была направлена на создание благоприят­ных возможностей для бедных, а с 1980 стали существенно урезаться средст­ва, направляемые из бюджета на пре­доставление продовольств. купонов, школьных обедов, бесплатной мед. по­мощи и др. меры, снижающие масш­табы Б. ООН предлагает для сокраще-

ния Б. и нищеты стратегию, включаю­щую: обеспечение со стороны гос-ва широкой доступности осн. социаль­ных услуг для бедных; обеспечение более справедливого доступа к креди­там; резкое расширение возможностей продуктивной занятости, децентрали­зацию системы сокращения Б. и её ориентацию на индивидуальное уча­стие; наличие адекватной сети соци­альной безопасности для поддержки людей, отторгаемых рынком; увеличе­ние производительности труда бедных в общей составляющей экон. роста.

К важным факторам борьбы с Б. кроме прямых программ относится политика в области занятости и подго­товки кадров. В большинстве развитых стран существуют службы, занимаю­щиеся вопросами трудоустройства и помощи безработным. В экон.-демогр. исследованиях Б. существует понятие демогр. групп повышенного риска в отношении Б., рост к-рых связан со старением нас., увеличением разводов и случаев раздельного проживания членов семьи, старших и младших по­колений.

В связи с подготовкой к переписям нас. в кон. 20 в. широко обсуждается вопрос, напр, в США, о подробном исследовании Б., т. к. именно она яв­ляется самой острой проблемой обще­ства, его сегрегация проходит по этому признаку, а не по расовой или этнич. принадлежности; в США родители, принадлежащие к одному социально­му слою, нормально относятся к совм. обучению детей разл. этнич. проис­хождения, но обучение детей из сред­не- или высокодоходных семей вместе с бедными считают неприемлемым.

Лит.: ПодузовА.А., Измерение бед­ности (зарубежный опыт), «Проблемы про­гнозирования», 1996, № 4-5.

А. А. Ткаченко, Ю. М. Яновская.

БЕЖЕНЦЫ, лица, в силу чрезвычай­ных обстоятельств вынужденные оста­вить место жительства и нуждающиеся в помощи. В междунар. практике в соответствии с Конвенцией ООН 1951 о статусе Б. и в Федеральном законе РФ «О беженцах» 1997 используется след, понятие «Б.»: «лицо (для РФ — лицо, не являющееся гражданином РФ), к-рое в силу вполне обоснован­ных опасений стать жертвой преследо­ваний по признаку расы, религии, на­циональности, принадлежности к оп­редел. социальной группе или полит, убеждений находится вне страны своей гражд. принадлежности, не мо­жет пользоваться защитой или не же­лает пользоваться такой защитой вслед­ствие таких опасений; или, не имея определ. гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного ме­стожительства в результате подобных событий, не можвч^или не желает вер­нуться в неё, вследствие таких опасе­ний». К Конвенции ООН 1951 и Про-

токолу 1967 к ней РФ присоединилась в 1993.

Признание лиц Б. на терр. РФ осу­ществляется только в порядке, опреде­ляемом законом «О беженцах», а не по причине нахождения иммигрантов на терр. страны. Вопросы приёма, рас­смотрения ходатайств о признании Б., а также вопросы размещения решают Федеральная миграц. служба РФ и её терр. органы. Лицу, признанному Б. в РФ, выдаётся удостоверение Б., а для поездки за пределы РФ — проездной документ (заграничный паспорт).

Б. обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и иные пра­вовые акты РФ. Закон РФ «О бежен­цах» не распространяется на иностр. граждан и лиц без гражданства, поки­нувших свои страны по экон. причи­нам либо вследствие голода, эпиде­мии, чрезвычайных ситуации природ­ного и техногенного характера. Лица, прибывшие без документов, подлежат идентификации (в т. ч. дактилоскопи­рованию). Для проведения процедуры определения статуса Б. ходатайствую­щие об этом лица направляются в цен­тры временного (до 3 мес) размеще­ния. Лица, к-рым отказано в призна­нии Б., к-рые утратили статус Б. или лишены статуса Б. в РФ, подлежат выдворению (депортации) в установ­ленном законом порядке.

Соответствующие федеральные ор­ганы исполнит, власти во взаимодей­ствии с органами исполнит, власти субъектов РФ и органами местного самоуправления содействуют лицам, признанным Б. в РФ, в проезде и провозе багажа к месту пребывания, временного размещения в центрах (на период рассмотрения ходатайства), в предоставлении (на период действия статуса) жилого помещения из фонда жилья для временного размещения лиц, признанных Б. Оказывается со­действие Б. в получении мед. и ле­карств, помощи, в пользовании соци­альной защитой, в организации обу­чения и трудоустройстве, в получении сведений о родственниках, в добро­вольном возвращении на родину. В случае экстренного массового прибы­тия на терр. РФ лиц, ищущих убежи­ща, их приём, места пребывания и условия содержания определяются Пр-вом РФ. Сотрудничество РФ с др. гос-вами по проблеме Б. строится на основе междунар. договоров, при этом, если в них установлены иные правила, чем те, к-рые содержатся в законе «О беженцах», то применяются положения междунар. договора.