Все эти тенденции и явления, опасные для стабильности самих основ общества, потребовали в 1996 разработки и принятия Программы социальных реформ на период 1996—2000 гг. (см. статью Социальных реформ в РФ программа). Уже сам процесс принятия этой Программы, в которой среди главных приоритетов социальной политики было выделено шесть основных целей, показал определённую слабость и непоследовательность правительственной позиции. Необходимость государственной социальной политики декларировалась в течение всего существования РФ как нового государства. Его основной закон (Конституция, 1995, пункт 1 статьи 7) говорит о социальном государстве, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также постоянно дискутировался вопрос о необходимости перехода к сильной, активной политике социальной, в том числе по таким её важнейшим направлениям, как демографическая политика, политика занятости и политика на рынке труда, с ориентацией на предотвращение массового высвобождения занятых и роста безработицы; политика доходов населения как мера борьбы с широко распространившейся бедностью и угрозой социально опасного уровня дифференциации доходов населения; миграционная политика (см. статью Миграция населения) в стране с сотнями тысяч беженцев, перемещённых лиц и феноменом внутренних беженцев — вынужденных переселенцев; национальная политика в её попытках противодействия межэтническим конфликтам и т.д.
Осознание обществом необходимости подобной социальной политики, когда социальное не отождествляется с общественным, не является всеобъемлющим понятием, а как бы находится в диалектической противоположности экономическому, пришло совсем недавно. В энциклопедических изданиях советского периода отсутствовало само понятие социальной политики, несмотря на то, что такая её важнейшая форма, как социальное действие, в этих изданиях присутствовала. Социальное действие — способ разрешения социальных проблем — рассматривалось как явление, связанное со столкновением интересов различных социальных сил
данного общественного организма. Соответственно социальная политика государства должна учитывать интересы и потребности всех слоев населения. Большинство мер, принимаемых в рамках социальной политики, направлено на отдельные слои, общественные институты (например, дети, семья) или, в лучшем случае, на все социально уязвимые или слабо защищённые слои населения без учёта или даже при игнорировании интересов других социальных сил. При явной несогласованности этих мер между собой и во времени столкновение «интересов» принятых социальных программ было неизбежно и приводило к постоянным провалам в социальной политике.
Особенно важной в данном издании стала задача показать основные контуры социальной политики в других государствах, привести примеры моделей социального развития, дать описание направлений социальных программ и ответить на неизбежный вопрос российского читателя: что же такое социально ориентированная экономика и что она даёт простому обывателю. Эволюция социальной политики и социальных программ, включая их направленность и масштаб охвата населения, может быть прослежена при знакомстве со статьёй Соединённые Штаты Америки (США). Германия представлена в энциклопедии как страна родоначальников теории социального рыночного хозяйства и успешной практики её воплощения; скандинавские модели развития представлены в статьях Швеция и Финляндия, что поможет преодолеть читательский стереотип «шведской» модели; Франция, несомненно, будет интересна как современный адепт социального планирования, а Чехия — как страна с переходной экономикой, сумевшая максимально безболезненно для населения и наиболее успешно реформировать систему социальной защиты. Наконец, в издании представлены статьи о двух крупнейших азиатских государствах — Китае и Японии — с отличными как друг от друга, так и от стран Западного полушария .социальными моделями, но с общей для многих промышлен-но развитых государств чертой — значительной ролью государственного регулирования в интересах социального развития.
Социальная энциклопедия отражает жизнь Российской Федерации как уникального объединения почти двух сотен этнокультурных общностей. Несмотря на несколько фундаментальных энциклопедических изданий последнего времени (Народы России. Энциклопедия. 1994; Народы и религии мира. Энциклопедия. 1998) и постоянный интерес к этнокультурным проблемам, прежде всего национальных мень-
шинств (например, обзор законов и нормативных актов 19—20 веков «Коренные народы России», подготовленный в 1995 Комитетом по делам национальностей Государственной думы), вопросы этносоциального развития остаются вне поля справочно-информационной литературы. В данном издании авторы смогли отразить лишь небольшую часть этого огромного пласта, ограничившись самыми общими явлениями: депортации народов, коренное население, межнациональный брак, национальная политика, религиозный состав населения, этнический состав населения. Российская Федерация — многонациональная страна, на её территории тысячелетия живут малочисленные этносы, но она до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ (№ 169) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (принятую в 1989), социально-демографическое развитие которых уже давно поставило вопрос об их выживании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.