Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 4

Все эти тенденции и явления, опасные для стабильности самих основ общества, потребо­вали в 1996 разработки и принятия Программы социальных реформ на период 1996—2000 гг. (см. статью Социальных реформ в РФ программа). Уже сам процесс принятия этой Программы, в которой среди главных приоритетов социаль­ной политики было выделено шесть основных целей, показал определённую слабость и непо­следовательность правительственной позиции. Необходимость государственной социальной политики декларировалась в течение всего су­ществования РФ как нового государства. Его основной закон (Конституция, 1995, пункт 1 статьи 7) говорит о социальном государстве, «политика которого направлена на создание ус­ловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Также постоян­но дискутировался вопрос о необходимости пе­рехода к сильной, активной политике социаль­ной, в том числе по таким её важнейшим направлениям, как демографическая политика, политика занятости и политика на рынке труда, с ориентацией на предотвращение массового высвобождения занятых и роста безработицы; политика доходов населения как мера борьбы с широко распространившейся бедностью и угро­зой социально опасного уровня дифференциа­ции доходов населения; миграционная полити­ка (см. статью Миграция населения) в стране с сотнями тысяч беженцев, перемещённых лиц и феноменом внутренних беженцев — вынужден­ных переселенцев; национальная политика в её попытках противодействия межэтническим конфликтам и т.д.

Осознание обществом необходимости подо­бной социальной политики, когда социальное не отождествляется с общественным, не явля­ется всеобъемлющим понятием, а как бы нахо­дится в диалектической противоположности экономическому, пришло совсем недавно. В энциклопедических изданиях советского пери­ода отсутствовало само понятие социальной по­литики, несмотря на то, что такая её важнейшая форма, как социальное действие, в этих изда­ниях присутствовала. Социальное действие — способ разрешения социальных проблем — рас­сматривалось как явление, связанное со столк­новением интересов различных социальных сил

данного общественного организма. Соответст­венно социальная политика государства должна учитывать интересы и потребности всех слоев населения. Большинство мер, принимаемых в рамках социальной политики, направлено на отдельные слои, общественные институты (на­пример, дети, семья) или, в лучшем случае, на все социально уязвимые или слабо защищённые слои населения без учёта или даже при игнори­ровании интересов других социальных сил. При явной несогласованности этих мер между собой и во времени столкновение «интересов» приня­тых социальных программ было неизбежно и приводило к постоянным провалам в социаль­ной политике.

Особенно важной в данном издании стала задача показать основные контуры социальной политики в других государствах, привести примеры моделей социального развития, дать описание направлений социальных программ и ответить на неизбежный вопрос российского читателя: что же такое социально ориентиро­ванная экономика и что она даёт простому обывателю. Эволюция социальной политики и социальных программ, включая их направлен­ность и масштаб охвата населения, может быть прослежена при знакомстве со статьёй Со­единённые Штаты Америки (США). Германия представлена в энциклопедии как страна родо­начальников теории социального рыночного хозяйства и успешной практики её воплощения; скандинавские модели развития представлены в статьях Швеция и Финляндия, что поможет преодолеть читательский стереотип «шведской» модели; Франция, несомненно, будет интересна как современный адепт социального плани­рования, а Чехия — как страна с переходной экономикой, сумевшая максимально безболез­ненно для населения и наиболее успешно ре­формировать систему социальной защиты. На­конец, в издании представлены статьи о двух крупнейших азиатских государствах — Китае и Японии — с отличными как друг от друга, так и от стран Западного полушария .социальными моделями, но с общей для многих промышлен-но развитых государств чертой — значительной ролью государственного регулирования в инте­ресах социального развития.

Социальная энциклопедия отражает жизнь Российской Федерации как уникального объе­динения почти двух сотен этнокультурных об­щностей. Несмотря на несколько фундамен­тальных энциклопедических изданий послед­него времени (Народы России. Энциклопедия. 1994; Народы и религии мира. Энциклопедия. 1998) и постоянный интерес к этнокультурным проблемам, прежде всего национальных мень-

шинств (например, обзор законов и норматив­ных актов 19—20 веков «Коренные народы Рос­сии», подготовленный в 1995 Комитетом по делам национальностей Государственной ду­мы), вопросы этносоциального развития оста­ются вне поля справочно-информационной ли­тературы. В данном издании авторы смогли отразить лишь небольшую часть этого огромно­го пласта, ограничившись самыми общими яв­лениями: депортации народов, коренное населе­ние, межнациональный брак, национальная поли­тика, религиозный состав населения, этнический состав населения. Российская Федерация — многонациональная страна, на её территории тысячелетия живут малочисленные этносы, но она до сих пор не ратифицировала Конвенцию МОТ (№ 169) о коренных народах и наро­дах, ведущих племенной образ жизни (приня­тую в 1989), социально-демографическое раз­витие которых уже давно поставило вопрос об их выживании.