Наиб, трудная проблема в области финансирования Б.— определение ко-эф. возмещения, т. е. размера пособия по Б. по отношению к среднему зара-
ботку с тем, чтобы не поощрять ижди-венч. настроений у безработного и стимулировать его к активному поиску работы. Напр., по амер. стандартам среднее по размеру пособие по Б. в 1,5 раза ниже офиц. уровня бедности, а макс, пособие по Б. близко к уровню дохода, являющегося границей бедности.
Как показала практика, одной из гл. причин стабильности произ-ва и занятости в послевоен. экономике США были правительств, трансферты нас. (пенсии, пособия по безработице и др.). При этом трансфертной программой, в наибольшей степени содействующей макроэкон. стабильности, явилось страхование по Б. По утверждению Оукэ-на, только страховые выплаты по Б. увеличили покупательную способность нас. США в послевоен. период больше, чем все вместе взятые фискальные стимулы. В этом смысле страхование по Б. может стать важнейшим фактором достижения макроэкон. стабильности. Ю.И. Чернов. БЕЗРАБОТНЫЕ, в соответствии с рос. законодательством трудоспособные граждане, к-рые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитываются оплата за выполнение обществ, работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и ср. заработка работникам, высвобожденным с пр-тий, из учреждений и орг-ций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.
Решение о признании гражданина Б. принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также док-тов, удостоверяющих его проф. квалификацию, справки о ср. заработке за последние 2 мес по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признаётся Б. со дня предъявления указанных документов.
Б. не могут быть признаны граждане: не достигшие 16 лет; граждане, к-рым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия (кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности 3-й группы); отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения проф. подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу врем, характера. Гражданину не может быть
предложена одна и та же работа (одно и то же место учёбы) дважды.
Гражданин, к-рый в установленном порядке не признан Б., имеет право на повторное обращение в службу занятости для признания Б. через 2 недели.
На кон. 1997 в РФ офиц. статус Б. имели 2,0 млн. чел., или 2,8% экономически активного нас. В то же время, по оценкам экономистов, общее кол-во Б. составило 10,4 млн. чел., или 14,6% числ. экономически активного нас. Среди них 6,4 млн. чел. (9% экономически активного нас.) не имели работы, но активно её искали и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как Б. и ок. 4 млн. чел. были не полностью заняты на произ-ве в силу объективных причин.
Общие сведения о кол-ве и динамике Б. публикуются Госкомстатом ежегодно. Подробный анализ распределения Б. по полу, возрасту, профессиям и др. критериям был проведён в 1996 в спец. обследовании Госкомстата. По данным обследования, в 1995 ежемесячно в среднем ок. 5,7 тыс. пром. пр-тий останавливали произ-во и работали в режиме сокращённого рабочего времени, в результате чего было неполностью занято ок. 2 млн. работников крупных и ср. пр-тий. Общая потеря рабочего времени составила 225 млн. человеко-дней (15% табельного фонда рабочего времени).
Число работников, находившихся ежемесячно в вынужденных адм. отпусках, в 1995 составляло 2,1 млн. чел. Общие размеры недоиспользования рабочего времени в 1995 — 260 млн. человеко-дней, или 5,1 дня в расчёте на одного среднесписочного работника.
Неполная занятость в известной мере явилась сдерживающим фактором резкого роста открытой безработицы, но, несмотря на это, в 1995 увеличилось кол-во незанятого населения, ищущего работу при помощи служб занятости. В органы гос. служб занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 3,9 млн. неработающих граждан в трудоспособном возрасте, что на 21% больше, чем в 1994. Продолжал расти разрыв между спросом и предложением рабочей силы в службах занятости. К кон. 1995 нагрузка Б. на одну заявленную вакансию составила 8,0 чел. (в кон. 1994 - 5,8 чел.).
Динамика процессов на рынке труда характеризуется изменением состава Б. по полу. При этом растёт уд. вес мужчин, как в общей числ. Б., так и среди Б., имеющих офиц. статус. За 1992—95 доля женщин в общей численности Б. уменьшилась с 49% до 45%, а среди Б., имеющих офиц. статус,— с 72% до 62%. Состав Б. по полу, определённый по методологии МОТ, отличается от офиц. зарегистриров.
безработицы более высокой долей мужчин: 55% против 38%.
Материалы обследования нас. по проблемам занятости показали, что в службы занятости за помощью в подборе работы или консультацией обращается '/з часть лиц, ищущих работу (табл. 1). При этом Б. обращаются на биржи труда не сразу, а только спустя 2 мес. самостоят, поисков работы. В регионах с высоким потенциалом безработицы — в республиках Мордовия, Марий Эл, Чувашской, в Ивановской, Костромской, Кировской, Псковской, Владимирской областях в службы занятости в поисках работы обращается от 43 до 57% Б., а в Республике Хакасия - 65%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.