Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 43

В России Б. впервые получила развитие в период царствования Пет­ра I. Его реформы способствовали подключению просвещённой части рус. дворянства к благотворит, дея­тельности по стр-ву больниц, приютов. По нек-рым оценкам, к кон. 19 в. в России насчитывалось св. 14 тыс. благотворит, об-в и заведений, услуга­ми к-рых ежегодно пользовалось св. 7 млн. чел.

В СССР существовал ряд благотво­рит, орг-ций (напр., Красный Крест, субсидируемый в осн. гос-вом). Ситу­ация для Б. в РФ изменилась в 1990-х гг., когда понятие Б. стало трактоваться как форма преодоления той тяжёлой экон. ситуации, в к-рой оказалась значит, часть нас. страны. В РФ пока нет чётких правовых норм в деятельности благотворит, орг-ций, хотя в законе СССР «Об обществ, орг-циях» 1990 упомянуты и благотво­рит, орг-ции. Тем не менее уже воз-

никла сложная система благотворит, фондов, ассоциаций, союзов, к-рые в соответствии с Гражд. кодексом РФ прошли офиц. регистрацию в качестве обществ, орг-ций. К 1997 лишь в Мо­скве зарегистрировано св. 500 благо­творит, орг-ций.                                                                                                                                                  А. Я. Некрасов. БОМЖ, см. Бездомные. БРАК, признанная обществом форма отношений между мужчиной и жен­щиной с целью создания семьи. Б. не­однозначно трактуется юристами, де­мографами и социологами.

С точки зрения демографии и социологии осн. значение имеет фактический брак, независимо от того, зарегистрирован он или нет. Однако определить, чем отличаются фактич. брачные отношения от внебрачного сожительства не всегда просто. Юри­сты нередко считают таким критерием совм. проживание и ведение общего х-ва (т. е. создание фактич. семьи).

Типы Б. — зарегистрированный и фактический — не являются взаимо­исключающими. Большинство зареги­стрированных Б. являются также и фактическими, а бблыпая часть факти­ческих — зарегистрированными. Одна­ко среди зарегистрированных Б. есть фиктивные Б., к-рые были юриди­чески оформлены не для создания семьи, а ради приобретения жилищ­ных, имущественных или др. прав. Нек-рые из зарегистрированных Б. фактически уже распались, но де-юре продолжают существовать, поскольку развод ещё не оформлен. Нередки слу­чаи, когда кто-то состоит в зарегист­рированном Б. с одним человеком, а в фактическом — с другим. Поэтому как альтернативные типы можно рассмат­ривать только зарегистрированный и незарегистрированный Б.

От типов Б. следует отличать виды Б.: моногамию— брачный союз одного мужчины с одной женщиной, и полигамию, к-рая, в свою оче­редь, подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния в про­шлом была довольно широко распро­странена в мусульманских странах, но даже там она имела место гл. обр. в верхних слоях общества; среди нар. масс всегда преобладала моногамия. Неск. жён могли иметь, как правило, очень богатые люди, способные запла­тить за них калым и содержать всех. У небогатых мужчин вторая жена могла появиться лишь в исключит, обстоя­тельствах, напр, в случае бесплодия первой жены или т.н. левиратно-го Б.—со вдовой умершего брата. Обычай левирата (от лат. levir — деверь) был распространён, как прави­ло, у народов, допускающих много­женство.

В кон. 20 в. во мн. странах с преим. мусульманским нас. многоженство за­прещено законом, но и там, где оно

разрешено, масштабы его распростра­нения сокращаются.

В отличие от полигинии полиандрия всегда была очень редким явлением. Сейчас она существует у нек-рых ма­лочисленных народов Индии и Непа­ла. Чаще всего в таких случаях неск. мужчин, состоящих в Б. с одной жен­щиной, приходятся друг другу братьями.

От полигамии в классич. смысле слова параллельной, т. е. состояния в Б. одного мужчины одновременно с неск. женщинами или одной женщи­ны с неск. мужчинами, следует отли­чать последоват. полигамию, т. е. по­вторные Б. вдовых и разведённых мужчин и женщин.

Ист. тенденция в эволюции Б. как социального института состоит в от­мирании параллельной полигамии у тех народов, к-рые её придерживались в прошлом, и во всё более широком распространении последоват. полига­мии. Это явление лишь в небольшой степени связано с овдовениями, час­тота к-рых уменьшается в связи со снижением смертности, и объясняется в осн. высокой частотой разводов. По­следняя приобрела такие масштабы, что, по мнению многих исследовате­лей, в 20 в. Б. из постоянного пожиз­ненного союза мужчины и женщины всё более превращается во временный альянс, к-рый в любой момент может быть расторгнут одним из супругов без всякой вины другого.

При этом очень изменились крите­рии выбора брачного партнёра. В про­шлом такими критериями выступали материальное и социальное положе­ние жениха и невесты, а также их родителей, обществ, престиж, деловые качества будущих супругов (способ­ность мужчины обеспечивать семью и умение женщины вести домашнее х-во). При всей неромантичности по­добного подхода, это были объектив­ные, поддающиеся рациональному учёту параметры, к-рые носили отно­сительно устойчивый характер. Если для тех, кто вступал в Б. по расчёту, осн. ценностью в семейной жизни действительно были эти параметры, то такой расчёт, как правило, себя оп­равдывал.

Ныне наиб, социально приемлемым стал Б. по любви и осн. критериями стали личные симпатии и сексуальная привлекательность, т. е. параметры крайне субъективные и непостоянные. Если один из супругов, даже не по своей вине, утрачивает свою привле­кательность для другого, судьба их Б. оказывается под серьёзной угрозой да­же при наличии детей.

Социальное значение Б. прежде все­го в том, что он является основой семьи. Даже в странах с низкой проч­ностью Б. большинство взрослых мужчин и женщин состоят в Б. (заре­гистрированном или незарегистриро-

ванном), а большая часть семей вклю­чает в себя одну или неск. брачных пар. Что же касается неполных семей, состоящих из одного родителя (как правило, матери) с детьми, то во мн. случаях Б. был основой этих семей в прошлом, до того как они преврати­лись в неполные в результате овдове-ния, развода или фактич. прекращения Б. без его формального расторжения. Естественно, что для прекращения незарегистрированного Б. развод не требуется. Во мн. случаях внебрачных рождений первоначальной основой семьи был незарегистрированный Б. между родителями ребёнка и семья стала неполной из-за прекращения фактич. брачных отношений между ними, что могло произойти как до, так и после родов.