В России Б. впервые получила развитие в период царствования Петра I. Его реформы способствовали подключению просвещённой части рус. дворянства к благотворит, деятельности по стр-ву больниц, приютов. По нек-рым оценкам, к кон. 19 в. в России насчитывалось св. 14 тыс. благотворит, об-в и заведений, услугами к-рых ежегодно пользовалось св. 7 млн. чел.
В СССР существовал ряд благотворит, орг-ций (напр., Красный Крест, субсидируемый в осн. гос-вом). Ситуация для Б. в РФ изменилась в 1990-х гг., когда понятие Б. стало трактоваться как форма преодоления той тяжёлой экон. ситуации, в к-рой оказалась значит, часть нас. страны. В РФ пока нет чётких правовых норм в деятельности благотворит, орг-ций, хотя в законе СССР «Об обществ, орг-циях» 1990 упомянуты и благотворит, орг-ции. Тем не менее уже воз-
никла сложная система благотворит, фондов, ассоциаций, союзов, к-рые в соответствии с Гражд. кодексом РФ прошли офиц. регистрацию в качестве обществ, орг-ций. К 1997 лишь в Москве зарегистрировано св. 500 благотворит, орг-ций. А. Я. Некрасов. БОМЖ, см. Бездомные. БРАК, признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Б. неоднозначно трактуется юристами, демографами и социологами.
С точки зрения демографии и социологии осн. значение имеет фактический брак, независимо от того, зарегистрирован он или нет. Однако определить, чем отличаются фактич. брачные отношения от внебрачного сожительства не всегда просто. Юристы нередко считают таким критерием совм. проживание и ведение общего х-ва (т. е. создание фактич. семьи).
Типы Б. — зарегистрированный и фактический — не являются взаимоисключающими. Большинство зарегистрированных Б. являются также и фактическими, а бблыпая часть фактических — зарегистрированными. Однако среди зарегистрированных Б. есть фиктивные Б., к-рые были юридически оформлены не для создания семьи, а ради приобретения жилищных, имущественных или др. прав. Нек-рые из зарегистрированных Б. фактически уже распались, но де-юре продолжают существовать, поскольку развод ещё не оформлен. Нередки случаи, когда кто-то состоит в зарегистрированном Б. с одним человеком, а в фактическом — с другим. Поэтому как альтернативные типы можно рассматривать только зарегистрированный и незарегистрированный Б.
От типов Б. следует отличать виды Б.: моногамию— брачный союз одного мужчины с одной женщиной, и полигамию, к-рая, в свою очередь, подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния в прошлом была довольно широко распространена в мусульманских странах, но даже там она имела место гл. обр. в верхних слоях общества; среди нар. масс всегда преобладала моногамия. Неск. жён могли иметь, как правило, очень богатые люди, способные заплатить за них калым и содержать всех. У небогатых мужчин вторая жена могла появиться лишь в исключит, обстоятельствах, напр, в случае бесплодия первой жены или т.н. левиратно-го Б.—со вдовой умершего брата. Обычай левирата (от лат. levir — деверь) был распространён, как правило, у народов, допускающих многоженство.
В кон. 20 в. во мн. странах с преим. мусульманским нас. многоженство запрещено законом, но и там, где оно
разрешено, масштабы его распространения сокращаются.
В отличие от полигинии полиандрия всегда была очень редким явлением. Сейчас она существует у нек-рых малочисленных народов Индии и Непала. Чаще всего в таких случаях неск. мужчин, состоящих в Б. с одной женщиной, приходятся друг другу братьями.
От полигамии в классич. смысле слова параллельной, т. е. состояния в Б. одного мужчины одновременно с неск. женщинами или одной женщины с неск. мужчинами, следует отличать последоват. полигамию, т. е. повторные Б. вдовых и разведённых мужчин и женщин.
Ист. тенденция в эволюции Б. как социального института состоит в отмирании параллельной полигамии у тех народов, к-рые её придерживались в прошлом, и во всё более широком распространении последоват. полигамии. Это явление лишь в небольшой степени связано с овдовениями, частота к-рых уменьшается в связи со снижением смертности, и объясняется в осн. высокой частотой разводов. Последняя приобрела такие масштабы, что, по мнению многих исследователей, в 20 в. Б. из постоянного пожизненного союза мужчины и женщины всё более превращается во временный альянс, к-рый в любой момент может быть расторгнут одним из супругов без всякой вины другого.
При этом очень изменились критерии выбора брачного партнёра. В прошлом такими критериями выступали материальное и социальное положение жениха и невесты, а также их родителей, обществ, престиж, деловые качества будущих супругов (способность мужчины обеспечивать семью и умение женщины вести домашнее х-во). При всей неромантичности подобного подхода, это были объективные, поддающиеся рациональному учёту параметры, к-рые носили относительно устойчивый характер. Если для тех, кто вступал в Б. по расчёту, осн. ценностью в семейной жизни действительно были эти параметры, то такой расчёт, как правило, себя оправдывал.
Ныне наиб, социально приемлемым стал Б. по любви и осн. критериями стали личные симпатии и сексуальная привлекательность, т. е. параметры крайне субъективные и непостоянные. Если один из супругов, даже не по своей вине, утрачивает свою привлекательность для другого, судьба их Б. оказывается под серьёзной угрозой даже при наличии детей.
Социальное значение Б. прежде всего в том, что он является основой семьи. Даже в странах с низкой прочностью Б. большинство взрослых мужчин и женщин состоят в Б. (зарегистрированном или незарегистриро-
ванном), а большая часть семей включает в себя одну или неск. брачных пар. Что же касается неполных семей, состоящих из одного родителя (как правило, матери) с детьми, то во мн. случаях Б. был основой этих семей в прошлом, до того как они превратились в неполные в результате овдове-ния, развода или фактич. прекращения Б. без его формального расторжения. Естественно, что для прекращения незарегистрированного Б. развод не требуется. Во мн. случаях внебрачных рождений первоначальной основой семьи был незарегистрированный Б. между родителями ребёнка и семья стала неполной из-за прекращения фактич. брачных отношений между ними, что могло произойти как до, так и после родов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.