В России с кон. 17 в. Б. отправляли сначала в монастыри, а затем на фабрики. Но фактически борьба с Б. была бесполезна, т. к. монастыри и фабрики не были приспособлены к роли исправит, приютов. В нач. 18 в. предлагалось, наряду с запрещением нищенства, сирот и нищих детей раздавать в церк. приходы, чтобы под надзором церк. старост учить их читать и писать.
Позднее в Москве устройством Б. стал заниматься К-т для разбора просящих милостыню, в задачи к-рого входило «такое воспитание Б., к-рое бы не только приучало их доставлять себе пропитание полезными трудами, но и утвердило навсегда в правилах доброй нравственности».
Данные о числ. Б., регистрируемых, напр., только Моск. присутствием по разбору нищих, свидетельствуют о том, что за 1906—11 их число увеличилось с 90 до 490 человек. Осн. местом жительства Б. были ночлежки Хитрова рынка, где они составляли ок. 1,5% общего числа проживающих там бродяг. Из 164 опрошенных детей ок. 40% жили здесь более года.
Почти все малолетние Б. эксплуатировались проф. нищими, сами нищенствовали, занимались воровством, девочки - проституцией.
По мнению Моск. совета по призрению Б., в нач. 20 в. к ним относили детей, живущих в такой обстановке, к-рая угрожает их физич. и нравств. развитию. Б. считали след, категории детей: не имеющих определ. пристанища; брошенных родителями или лицами, их опекающими; нищенствующих, бродяжничающих; занимающихся проституцией; приучаемых взрослыми к нищенству, воровству и др. преступлениям; живущих в сообществе воров и проституток; подвергающихся жестокому обращению со стороны взрослых.
В РФ в 1990-х гг. в результате кризиса, охватившего все сферы экономики, а также социальную сферу, обострились проблемы детей, что вызвало значит, социальные потери.
Положение детей осложняется тем, что в эти годы резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных областях духовного и физич. развития. Значительно возросло число детей, для к-рых стали недоступными полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, дополнит, занятия спортом, худ. и техн. творчеством.
Усугубляется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин жестокости выявили стрессовое состояние родителей, вызванное совр. соц.-экон. проблемами;
стремление добиться изменения поведения ребёнка любыми средствами; родительскую месть за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В деморализов. семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения — стабильный социальный фон жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы: побои, лишение пищи, воды, свободы (детей запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребёнка возможности выйти на улицу). К этому добавляется влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность. Все эти причины вызывают рост стрессов, числа побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковой среде. Напр., по результатам обследования, проведённого службой соц.-психол. помощи детям и подросткам «Форпост» (г. Екатеринбург, Орд-жоникидзевский р-н) в 1993—94, 11% состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних — это дети и подростки, задержанные органами внутр. дел за бродяжничество, а кол-во детей, находящихся в розыске, увеличилось почти в 3 раза по сравнению с 1987.
Всплеск корыстной ориентации определ. слоев общества, увеличение соц.-неблагополучных семей, рост жестокости и насилия в обществе и в массовой культуре, незанятость подростков в свободное время, выталкивание нежелательных, неудобных учащихся из общеобразоват. школы, сложности с трудоустройством приводят к резкому увеличению числа Б., ухудшению криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних.
Б., как правило, социально дезадаптированы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформи-рованность осн. видов деятельности, определяющих социальное, психич. и физич. развитие.
Социал. исследования в сер. 1990-х гг. осн. причиной детской безнадзорности называют нежелание мн. родителей заниматься воспитанием своих детей, пьянство и аморальный образ жизни родителей, что ведёт к отчуждению ребёнка от семьи.
В 1996 св. 137 тыс. родителей или лиц, их заменяющих, состояли на учёте в органах внутр. дел, судами РФ было рассмотрено св. 15 тыс. исков о лишении родительских прав и св. 3 тыс. об отобрании детей без лишения родительских прав.
Значит, увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни рос. семьи, падением её нравств. устоев и, как следствие, изменением отношения к детям, вплоть до полного
вытеснения их из семей, приводят к безнадзорности огромное кол-во детей и подростков практически во всех регионах РФ.
Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей порождают безнадзорность и беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребёнка.
Продолжающийся распад семьи ещё более увеличивает детскую безнадзорность. В 1996 из-за разводов ок. 470 тыс. детей до 18 лет остались без одного из родителей. Растёт кол-во детей, рождённых вне брака (ок. 23% общего числа рождённых детей).
Дополнит, фактором риска появления Б. становится безработица родителей. Во мн. регионах РФ св. 50% безработных составляют женщины, имеющие детей. На рынке труда в поисках работы находится ок. 60 тыс. матерей-одиночек.
Ухудшающееся материальное положение семей толкает родителей на отказ от детей из-за невозможности их содержать, растёт раннее сиротство.
По данным МВД РФ, из 60 тыс. несовершеннолетних, поступивших в 1996 в приёмники-распределители, ок. 12,8 тыс.— дети, оставшиеся без попечения родителей, св. 30 тыс.— дети, самовольно ушедшие из семьи, ок. 20 тыс.— из дет. домов, школ-интернатов и спец. уч.-воспитат. учреждений. Кроме того, по оперативным данным органов социальной защиты населения, в 1996 в специализиров. соц.-реабилитац. учреждения для несовершеннолетних поступило св. 100 тыс. безнадзорных детей и детей, лишившихся родительского попечения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.