Значение этнонациональных характеристик в обозримом будущем в РФ может только возрастать, так как её административное деление асимметрично, что вызывает постоянные политические, экономические и другие споры. Прежде всего среди субъектов выделяются республики и автономные образования (округ, область), носящие названия по национальному признаку и часто не имеющие большинства коренного для них этноса. Края же и области выделены чисто по географическому принципу, но могут иметь на своих территориях по закону РФ национально-культурные автономии, не имеющие и малой доли прав субъектов, будь то республика или административно входящий в область автономный округ. Столь сложное деление страны приводило к отставанию социальной статистики (например, до 1997 минимальные потребительские бюджеты для автономий не рассчитывались, хотя они были полноправными субъектами Федерации). В то же время мировой опыт показывает, что отдельные, но важные социальные индикаторы отражают прежде всего не экономическую, историческую и другую специфику развития, а этническую, и, следовательно, без учёта этнонационального фактора эффективность социальных программ резко снижается, если не ставится вообще под сомнение. Более того, вариантность ценностных систем в российском обществе есть результат большого числа различных этнокультур (см. 89 статей о субъектах РФ).
Этнологи называют семью домашним уровнем социальной организации общества. В энциклопедию включены головная статья Семья как важнейший социальный институт и целый ряд сопутствующих статей — Семейная полити-
ка, Семейная терапия, Семейная группа, Неполная семья, Сожительство и т.д.
Наиболее важные объекты социальной политики — дети, поэтому в систему социальной защиты любого развитого государства попадают, во-первых, семьи, имеющие несовершеннолетних детей, и, во-вторых, семьи с низкими доходами, что сразу ставит под сомнение возможность полноценной социализации детей без помощи общества. Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) была ратифицирована СССР в 1990, а в соответствии с принятой в этом же году Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей в РФ был принят в 1992 Национальный план действий в интересах детей, который определил основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей до 2000 года. Дети — самая уязвимая категория населения в периоды экономических кризисов и других катаклизмов, особенно из больших семей и семей с одним родителем; так, среди семей с доходами ниже прожиточного минимума многодетных (3 и более ребёнка) в 2 раза больше, чем однодетных. В середине 1990-х гг. стала претворяться в жизнь федеральная программа «Дети России», раскрывающая проблемы, с которыми сталкивается наше общество в этой области и которые не могут и не должны решаться лишь в соответствии с экономической конъюнктурой.
Пока наше общество не ставило перед собой открыто дилемму: какой семье надо помогать в первую очередь, а какая семья может быть вообще ограничена в социальной помощи? Но среди 41,4 млн. человек (4-й квартал 1998) с доходами ниже прожиточного минимума около 30% составляют дети, при этом среди этих бедных семей около 30% — это семьи, находящиеся в состоянии крайней бедности, т.е. с доходами в 2 раза ниже прожиточного минимума, а про такие семьи впору говорить не о возможностях их социализации, а скорее о неизбежности социальной деградации, если российское правительство не будет осуществлять специальные программы социальной помощи и защиты таких семей.
Одной из важнейших социальных проблем современного мира является проблема бедности, нашедшая широкое отражение на страницах издания (см. статьи Бедность, Нищета, Социальный минимум, Черта бедности, Бездомные, Беспризорные). Проблема низкого уровня жизни и бедности населения присутствует, хотя и в разной мере, во всех странах мира. Наиболее остра она в развивающихся странах, превращаясь в наименее развитых из них в проблему
искоренения нищеты. По оценкам международных организаций, численность людей, живущих в неприемлемых условиях нищеты, прежде всего в сельских районах наименее развитых стран, — свыше 1 млрд. человек. Нищета характеризуется целым набором таких проявлений, как недоедание, болезни, отсутствие доступа к минимальным, базовым социальным услугам (образование, здравоохранение и т.д.), отсутствие удовлетворительного жилья и т.п. Понятие «нищета» отсутствовало или заменялось более благозвучным и идейно приемлемым «мало-обеспеченность» в официальных и даже научных публикациях до начала 1990-х гг. Экономический кризис и первое резкое падение уровня жизни населения в 1991—93, приведшее к росту численности живущих за чертой бедности до 50,2 млн. человек (что составляло 33,5% всего населения в 1992, а по расчётам международных организаций даже 38%), заставили ввести категорию находящихся в состоянии крайней бедности, к которой стали относить семьи и лиц, имеющих подушевой доход в 2 и более раза ниже уровня, определяющего прожиточный минимум.
Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности международным сообществом было предложено в середине 1990-х гг. национальным правительствам разработать комплексные стратегии; улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре; стремиться к удовлетворению основных индивидуальных потребностей во всех слоях населения; а также укреплять и расширять законодательства для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определённых категорий людей. В общей постановке эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского правительства независимо от того, какую экономическую программу оно исповедует и какие политические пристрастия его характеризуют. Во всяком случае, рос-
сийские правительства и до принятия Конституции 1995, и после формулировки её статьи 7 о социальном государстве декларировали необходимость создания в РФ государства с социально ориентированной экономикой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.