Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 5

Значение этнонациональных характеристик в обозримом будущем в РФ может только возра­стать, так как её административное деление асимметрично, что вызывает постоянные поли­тические, экономические и другие споры. Прежде всего среди субъектов выделяются ре­спублики и автономные образования (округ, область), носящие названия по национальному признаку и часто не имеющие большинства коренного для них этноса. Края же и области выделены чисто по географическому принципу, но могут иметь на своих территориях по закону РФ национально-культурные автономии, не имеющие и малой доли прав субъектов, будь то республика или административно входящий в область автономный округ. Столь сложное де­ление страны приводило к отставанию социаль­ной статистики (например, до 1997 минималь­ные потребительские бюджеты для автономий не рассчитывались, хотя они были полноправ­ными субъектами Федерации). В то же время мировой опыт показывает, что отдельные, но важные социальные индикаторы отражают прежде всего не экономическую, историческую и другую специфику развития, а этническую, и, следовательно, без учёта этнонационального фактора эффективность социальных программ резко снижается, если не ставится вообще под сомнение. Более того, вариантность ценност­ных систем в российском обществе есть резуль­тат большого числа различных этнокультур (см. 89 статей о субъектах РФ).

Этнологи называют семью домашним уров­нем социальной организации общества. В эн­циклопедию включены головная статья Семья как важнейший социальный институт и целый ряд сопутствующих статей — Семейная полити-

ка, Семейная терапия, Семейная группа, Непол­ная семья, Сожительство и т.д.

Наиболее важные объекты социальной поли­тики — дети, поэтому в систему социальной защиты любого развитого государства попада­ют, во-первых, семьи, имеющие несовершенно­летних детей, и, во-вторых, семьи с низкими доходами, что сразу ставит под сомнение воз­можность полноценной социализации детей без помощи общества. Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989) была ратифицирована СССР в 1990, а в соответствии с принятой в этом же году Всемирной декларацией об обеспечении выжи­вания, защиты и развития детей в РФ был принят в 1992 Национальный план действий в интересах детей, который определил основные направления государственной социальной по­литики по улучшению положения детей до 2000 года. Дети — самая уязвимая категория населе­ния в периоды экономических кризисов и дру­гих катаклизмов, особенно из больших семей и семей с одним родителем; так, среди семей с доходами ниже прожиточного минимума мно­годетных (3 и более ребёнка) в 2 раза больше, чем однодетных. В середине 1990-х гг. стала претворяться в жизнь федеральная программа «Дети России», раскрывающая проблемы, с ко­торыми сталкивается наше общество в этой области и которые не могут и не должны ре­шаться лишь в соответствии с экономической конъюнктурой.

Пока наше общество не ставило перед собой открыто дилемму: какой семье надо помогать в первую очередь, а какая семья может быть во­обще ограничена в социальной помощи? Но среди 41,4 млн. человек (4-й квартал 1998) с доходами ниже прожиточного минимума около 30% составляют дети, при этом среди этих бед­ных семей около 30% — это семьи, находящиеся в состоянии крайней бедности, т.е. с доходами в 2 раза ниже прожиточного минимума, а про такие семьи впору говорить не о возможностях их социализации, а скорее о неизбежности со­циальной деградации, если российское прави­тельство не будет осуществлять специальные программы социальной помощи и защиты та­ких семей.

Одной из важнейших социальных проблем современного мира является проблема бедно­сти, нашедшая широкое отражение на страни­цах издания (см. статьи Бедность, Нищета, Со­циальный минимум, Черта бедности, Бездомные, Беспризорные). Проблема низкого уровня жизни и бедности населения присутствует, хотя и в разной мере, во всех странах мира. Наиболее остра она в развивающихся странах, превраща­ясь в наименее развитых из них в проблему

искоренения нищеты. По оценкам международ­ных организаций, численность людей, живущих в неприемлемых условиях нищеты, прежде все­го в сельских районах наименее развитых стран, — свыше 1 млрд. человек. Нищета харак­теризуется целым набором таких проявлений, как недоедание, болезни, отсутствие доступа к минимальным, базовым социальным услугам (образование, здравоохранение и т.д.), отсутст­вие удовлетворительного жилья и т.п. Понятие «нищета» отсутствовало или заменялось более благозвучным и идейно приемлемым «мало-обеспеченность» в официальных и даже науч­ных публикациях до начала 1990-х гг. Экономи­ческий кризис и первое резкое падение уровня жизни населения в 1991—93, приведшее к росту численности живущих за чертой бедности до 50,2 млн. человек (что составляло 33,5% всего населения в 1992, а по расчётам международных организаций даже 38%), заставили ввести кате­горию находящихся в состоянии крайней бед­ности, к которой стали относить семьи и лиц, имеющих подушевой доход в 2 и более раза ниже уровня, определяющего прожиточный минимум.

Для искоренения нищеты и уменьшения мас­штабов бедности международным сообщест­вом было предложено в середине 1990-х гг. на­циональным правительствам разработать ком­плексные стратегии; улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производ­ственным ресурсам и инфраструктуре; стре­миться к удовлетворению основных индивиду­альных потребностей во всех слоях населения; а также укреплять и расширять законодатель­ства для усиления социальной защиты и умень­шения уязвимости определённых категорий лю­дей. В общей постановке эти вопросы имеют непосредственное отношение к стратегическо­му курсу российского правительства независи­мо от того, какую экономическую программу оно исповедует и какие политические пристра­стия его характеризуют. Во всяком случае, рос-

сийские правительства и до принятия Консти­туции 1995, и после формулировки её статьи 7 о социальном государстве декларировали необ­ходимость создания в РФ государства с соци­ально ориентированной экономикой.