Уже 1992 — первый год существования нового государства — привёл к слишком резкому снижению уровня жизни большинства населения при отсутствии не только эффективной, но и недостаточно ясно сформулированной социальной политики по сглаживанию негативных социальных последствий кризиса. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была максимальной в 1992 (более трети всего населения), и эта доля за весь период 1990-х гг. не опускалась, по данным официальной статистики, ниже 20%. При довольно низком уровне рассчитываемого Госкомстатом России прожиточного минимума размеры социальных гарантий, предоставляемых государством, резко упали по отношению к минимуму: например, минимальный размер оплаты труда
упал с 49% в середине 1992 до 10% в начале 1995, минимальный размер пенсии — с 80% до 27% за этот же период, минимальный размер стипендии студентам — с 39% до 10%. Резко сократилась по сравнению с концом 1980-х гг. покупательная способность денежных доходов населения. Для большинства социально-демографических групп населения даже 1995, несмотря на значительное снижение темпов инфляции, не стал началом роста их уровня жизни (средний размер пенсии в реальном выражении, т.е. с учётом индекса потребительских цен, сократился до 81% к уровню 1994, когда он также падал по сравнению с предыдущим годом). Всё это говорило о неспособности системы социальной защиты приспособиться к изменяющимся условиям и поддержать даже самые слабо защищённые категории населения.
Незначительное улучшение ситуации в отдельных сегментах социальной сферы произошло лишь во 2-й половине 1996, а итоги 1997 даже позволяли надеяться на возврат социальной динамики к тенденции роста: стал низким индекс роста потребительских цен, возросли реальные денежные доходы населения, впервые не сократился валовой внутренний продукт, уменьшился уровень такого важнейшего индикатора социального развития, как младенческая смертность, уменьшилась численность работавших неполное рабочее время по инициативе администрации и т.д. Значительно более сложный вопрос — динамика рынка труда как одного из важнейших элементов социальной жизни. Несмотря на снижение показателей официально зарегистрированной безработицы, её общий уровень был выше, чем в 1996, но при этом данные за 1997, так же как и на начало 1998, были пересмотрены Госкомстатом и увеличены на 1—2 млн. человек. Этот факт не является единичным, в связи с чем социальная статистика в РФ затрудняет не только сравнительный анализ во времени [например, невозможно сопоставить дифференциацию доходов населения по доходным группам в 1996—98 (8 групп) и в 1992 (21 группа) или в 1994-95 (17 групп)], но и международные сравнения, является неполной, а по целым сегментам социальной жизни просто отсутствует. Серьёзный удар по базе социально-демографических данных нанесла отмена проведения в 1999 общей переписи населения. Поэтому авторы издания были вынуждены использовать в ряде статей, прежде всего о социальном развитии субъектов Федерации, не самые последние данные, полагая, что возможность сравнения для читателя важнее.
Динамика социально-экономического развития в 1998 стала неожиданностью для большин-
ства аналитиков. Многие важнейшие показатели социальной жизни российского общества стали ухудшаться: реальная заработная плата, реальные доходы (в июне они составили лишь 85% от июня 1997), задолженность по оплате труда, а августовский кризис в финансово-денежной сфере резко усилил эти тенденции, отбросив далеко назад уровень жизни населения, возможности развития социальной сферы, перспективы осуществления уже принятых социальных программ.
Сократились такие важные общеэкономические показатели, определяющие развитие социальной сферы, как валовой внутренний продукт, объёмы продукции промышленности, сельского хозяйства, розничного товарооборота, инвестиции в основной капитал. На потреблении жителей, прежде всего крупных городов, отрицательно сказалось резкое падение импорта товаров (более чем в 2 раза), реальная заработная плата уменьшилась по сравнению с декабрём 1997 на 40%, а с учётом роста задолженности по выплате заработанных денег, которая возросла за год в 1,5 раза, в том числе в отраслях социальной сферы, — в 3 раза. Падение уровня жизни абсолютного большинства населения не вызывает сомнения и является социально опасным для развития общества. При этом в течение 1998 повышение минимального размера оплаты труда, установленного ещё в январе 1997, многим работникам на предприятиях не проводилось, а последняя индексация оплаты труда работников бюджетной сферы была осуществлена в сентябре 1995.
Столь неприятные итоги социального развития РФ в 1998 усиливались значительным ростом числа бедных — 43 млн. человек в сентябре, ноябре, 40 млн. в декабре, растущей общей численностью безработных — 8,6 млн. человек в конце 1998, или почти 12% экономически активного населения. При этом если общая численность безработных увеличилась в 4-м квартале на 2,4%, то регистрируемая безработица -на 10%, рост последней продолжился и в январе 1999. Несмотря на постоянные задержки выплаты пособий по безработице и их низкий уровень, 47% всех получающих пособие получали его в минимальном размере.
С 1992 в стране усиливалась дифференциация населения по уровню доходов, достигшая пика в 1995: индекс Джини был равен 0,382 (в 1991 -0,260), а соотношение 10%-ных групп населения с минимальными и максимальными доходами — 13,4 раза; после небольшого уменьшения этой дифференциации в 1995—96 эти показатели вновь возросли в 1998, что сопровождалось значительным уменьшением средне-доходной группы населения.
Общий низкий уровень социального развития РФ отражает и индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемый международными организациями (см. статью Программа развития Организации Объединённых Наций), который позволял стране занимать лишь 67-е место в мире, не опускаясь ниже лишь за счёт высокого общеобразовательного потенциала населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.