Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 3

Уже 1992 — первый год существования нового государства — привёл к слишком резкому сни­жению уровня жизни большинства населения при отсутствии не только эффективной, но и недостаточно ясно сформулированной социаль­ной политики по сглаживанию негативных со­циальных последствий кризиса. Численность населения с доходами ниже прожиточного ми­нимума была максимальной в 1992 (более трети всего населения), и эта доля за весь период 1990-х гг. не опускалась, по данным официаль­ной статистики, ниже 20%. При довольно низ­ком уровне рассчитываемого Госкомстатом России прожиточного минимума размеры соци­альных гарантий, предоставляемых государст­вом, резко упали по отношению к минимуму: например, минимальный размер оплаты труда

упал с 49% в середине 1992 до 10% в начале 1995, минимальный размер пенсии — с 80% до 27% за этот же период, минимальный размер сти­пендии студентам — с 39% до 10%. Резко со­кратилась по сравнению с концом 1980-х гг. покупательная способность денежных доходов населения. Для большинства социально-демог­рафических групп населения даже 1995, несмот­ря на значительное снижение темпов инфля­ции, не стал началом роста их уровня жизни (средний размер пенсии в реальном выражении, т.е. с учётом индекса потребительских цен, со­кратился до 81% к уровню 1994, когда он также падал по сравнению с предыдущим годом). Всё это говорило о неспособности системы соци­альной защиты приспособиться к изменяю­щимся условиям и поддержать даже самые сла­бо защищённые категории населения.

Незначительное улучшение ситуации в от­дельных сегментах социальной сферы произо­шло лишь во 2-й половине 1996, а итоги 1997 даже позволяли надеяться на возврат социаль­ной динамики к тенденции роста: стал низким индекс роста потребительских цен, возросли реальные денежные доходы населения, впервые не сократился валовой внутренний продукт, уменьшился уровень такого важнейшего инди­катора социального развития, как младенческая смертность, уменьшилась численность работав­ших неполное рабочее время по инициативе администрации и т.д. Значительно более слож­ный вопрос — динамика рынка труда как одного из важнейших элементов социальной жизни. Несмотря на снижение показателей официаль­но зарегистрированной безработицы, её общий уровень был выше, чем в 1996, но при этом данные за 1997, так же как и на начало 1998, были пересмотрены Госкомстатом и увеличены на 1—2 млн. человек. Этот факт не является единичным, в связи с чем социальная статисти­ка в РФ затрудняет не только сравнительный анализ во времени [например, невозможно со­поставить дифференциацию доходов населения по доходным группам в 1996—98 (8 групп) и в 1992 (21 группа) или в 1994-95 (17 групп)], но и международные сравнения, является непол­ной, а по целым сегментам социальной жизни просто отсутствует. Серьёзный удар по базе социально-демографических данных нанесла отмена проведения в 1999 общей переписи на­селения. Поэтому авторы издания были вынуж­дены использовать в ряде статей, прежде всего о социальном развитии субъектов Федерации, не самые последние данные, полагая, что воз­можность сравнения для читателя важнее.

Динамика социально-экономического разви­тия в 1998 стала неожиданностью для большин-

ства аналитиков. Многие важнейшие показатели социальной жизни российского общества стали ухудшаться: реальная заработная плата, реальные доходы (в июне они составили лишь 85% от июня 1997), задолженность по оплате труда, а августов­ский кризис в финансово-денежной сфере резко усилил эти тенденции, отбросив далеко назад уровень жизни населения, возможности развития социальной сферы, перспективы осуществления уже принятых социальных программ.

Сократились такие важные общеэкономиче­ские показатели, определяющие развитие соци­альной сферы, как валовой внутренний про­дукт, объёмы продукции промышленности, сельского хозяйства, розничного товарооборо­та, инвестиции в основной капитал. На потреб­лении жителей, прежде всего крупных городов, отрицательно сказалось резкое падение импор­та товаров (более чем в 2 раза), реальная зара­ботная плата уменьшилась по сравнению с де­кабрём 1997 на 40%, а с учётом роста задолжен­ности по выплате заработанных денег, которая возросла за год в 1,5 раза, в том числе в отраслях социальной сферы, — в 3 раза. Падение уровня жизни абсолютного большинства населения не вызывает сомнения и является социально опас­ным для развития общества. При этом в течение 1998 повышение минимального размера оплаты труда, установленного ещё в январе 1997, мно­гим работникам на предприятиях не проводи­лось, а последняя индексация оплаты труда работников бюджетной сферы была осуществ­лена в сентябре 1995.

Столь неприятные итоги социального разви­тия РФ в 1998 усиливались значительным рос­том числа бедных — 43 млн. человек в сентябре, ноябре, 40 млн. в декабре, растущей общей чис­ленностью безработных — 8,6 млн. человек в конце 1998, или почти 12% экономически ак­тивного населения. При этом если общая чис­ленность безработных увеличилась в 4-м квар­тале на 2,4%, то регистрируемая безработица -на 10%, рост последней продолжился и в январе 1999. Несмотря на постоянные задержки выпла­ты пособий по безработице и их низкий уро­вень, 47% всех получающих пособие получали его в минимальном размере.

С 1992 в стране усиливалась дифференциация населения по уровню доходов, достигшая пика в 1995: индекс Джини был равен 0,382 (в 1991 -0,260), а соотношение 10%-ных групп населе­ния с минимальными и максимальными дохо­дами — 13,4 раза; после небольшого умень­шения этой дифференциации в 1995—96 эти показатели вновь возросли в 1998, что сопро­вождалось значительным уменьшением средне-доходной группы населения.

Общий низкий уровень социального развития РФ отражает и индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемый международными организациями (см. статью Программа развития Организации Объединённых Наций), который по­зволял стране занимать лишь 67-е место в мире, не опускаясь ниже лишь за счёт высокого об­щеобразовательного потенциала населения.