Социальные проблемы современ­ности (понятия и термины, относящиеся к социальной практике), страница 42

Осн. показатель уровня Б.— доходы, имеющиеся в распоряжении семей, к-рые определяются по формуле: пер­вичные доходы, доходы от собствен­ности, пособия по социальному стра­хованию, пенсии, выплаты по страхо­ванию жизни, др. текущие трансферты за вычетом прямых налогов, взносов на социальное страхование, взносов в пенсионные фонды. Уровень Б. зави­сит не только от текущих доходов, но и от размера накопленного имущества (состояний). Размах вариаций этого размера, как правило, на порядок вы­ше: так, во Франции разрыв в уровнях доходов (отношение миним. дохода к максимальному) в нач. 90-х гг. соста­вил 1:6 (в РФ в 1997 - 1:12,5), разрыв в размерах семейных состояний — 1:66. Степень неравномерности рас­пределения нас. по уровню доходов измеряется Также т. н. коэф. концент­рации доходов (индекс Джини). При оценке Б. учитываются также бесплат­ное предоставление товаров и услуг нас. со стороны гос-ва, благотворит, дея­тельность (пожертвования и т.д.). Б. многодетных семей во многом зависит от степени развития системы социальной защиты нас. в данной стране (в т.ч. размеров выплат разл. социальных по­собий, предоставляемых льгот и т. п.).

Б. отд. групп нас. сравнивается по соотношению их доходов с прожиточ­ным минимумом, а также по разрыву в уровнях доходов богатых и бедных, что даёт возможность и междунар. со­поставлений. В РФ в 1997 10% самых обеспеченных граждан получали 32,3% всех доходов, 10% самых бедных -2,6%, Vs часть всего нас. (21%) имела доход ниже официально установлен­ного прожиточного минимума; ср.-ду-шевой доход составлял для всего нас. по отношению к прожиточному мини­муму 22:10, для пенсионеров 11:10, что значительно ниже показателей развитых стран.

Дифференциация доходов нас. уси­ливается в периоды кризисов, роста уровня безработицы. В то же время долговрем. тенденция для стран с раз­витой рыночной экономикой состоит в сокращении разрыва в уровне жизни рабочих и высших управленч. кадров.

Сравнит, анализ Б. разл. наций (гос-в) проводится по совокупности оценок уровня и качества жизни (напр., по нац. доходу или ВВП на душу нас., соотношению заработной платы и стоимости важнейших това­ров, по показателям калорийности и модели питания нас. и т. п.). Границы бедности существенно различаются в зависимости от уровня соц.-экон. раз-

вития стран. Так, в высокоразвитых странах доход, соответствующий уров­ню бедности, гарантирует удовлетво­рение не только жизненно важных по­требностей в продуктах питания и жилье, но и соц.-культурных потреб­ностей на минимально приемлемом дай данного общества уровне.

А. А. Ткаченко.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, общечело­веческое движение, включающее со­вокупность гуманитарных действий отд. человека, орг-ций, об-в и т.д. В их основе — стремление проявить лю­бовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать без­возмездную материальную, финанс. помощь нуждающимся и социально не защищённым гражданам. В совр. по­нимании Б. означает предоставление помощи лицам и орг-циям, участие в улучшении жизни больных и бедня­ков, немощных и отвергнутых жиз­нью. В широком смысле Б.— поддер­жка программ общественно важных форм деятельности (борьба с опасны­ми заболеваниями, охрана окружаю­щей среды, развитие науки, образова­ния, здравоохранения, культуры и т.д.).

В основе Б. лежит мотивация людей, испытывающих сострадание к людям, потребность во взаимной поддержке и помощи. Эта мотивация не должна сочетаться с коммерч. интересами, по­лучением прибыли и т. д. Б. призвана восполнить или дополнить усилия гос-ва в отношении социальной забо­ты о людях. Формы и традиции Б. различны у разных народов и в разные эпохи. В истории человечества Б. всег­да играла большую позитивную роль, укрепляя морально-нравств. устои об­щества.

В совр. формах и значении Б. сфор­мировалась в Зап. Европе в 17—18 вв. В Англии, напр., Б. была направлени­ем общей политики церкви, к-рая от­давала часть своего состояния страж­дущим. Однако законодательство о Б. было принято лишь в 1960. Целями Б. были названы: помощь бедным, со­действие образованию, распростране­ние религии.

Деятельность той или иной орг-ции не считается благотворительной, если она не служит либо всему обществу, либо значит, его части. Благотворит, орг-ции могут заниматься обучением молодёжи, создавать молодёжные объ­единения, игровые группы, обществ, музеи и библиотеки, оркестры и др. формы пропаганды иск-ва. Согласно др. англ, закону о Б. от 1965 на прин­ципах Б. могут создаваться деревен­ские клубы, культурные центры, жен­ские объединения. Благотворит, орг-ции предоставляют средства и оборудова­ние для отдыха, развлечений, спорта.

Широко развита система Б. в США, где насчитывается ок. 400 тыс. благо-

творит, орг-ций, в к-рых заняты десят­ки миллионов добровольцев. Согласно законам США благотворит, орг-ция должна отвечать четырём осн. прин­ципам: действовать во имя общего блага; не допускать использования Б. для получения выгод отд. лицами; не ставить перед собой цели изменения законодательства страны; не участво­вать в полит, кампаниях. Структура благотворит, орг-ции определяется за­конами штата. Такая орг-ция ежегод­но отчитывается перед федеральным пр-вом или местной администрацией.

Первый закон о Б. был принят в США в 1950. Он чётко разграничивал Б. и коммерцию. На бизнес по закону должно приходиться не св. 10% дохо­дов благотворит, об-ва. Среди много-числ. амер. благотворит, орг-ций в ви­де фондов и программ можно вы­делить «Всеобщий образовательный Совет» (осн. Дж. Рокфеллером в 1902) и созданный Э. Карнеги фонд (осн. в 1905). Эти фонды были созданы с целью развития образования в стране, они управляются Советами попечите­лей, состоящими из представителей крупного капитала, науки, юристов.

В 1936 на деньги одного из самых крупных фабрикантов и промышлен­ников Г. Форда был создан фонд его имени (с 1950 приобрёл статус между­народного). Офиц. целями фонда яв­ляются: укрепление демократии, борь­ба за социальную справедливость, раз­витие междунар. сотрудничества и некоммерч. партнёрства. Представи­тельства этого фонда действуют в 18 странах мира, в т. ч. и в РФ. Фонд Форда намерен предоставлять гранты рос. орг-циям по темам: защита прав человека и юридич. реформы, экон. и соц.-полит, анализ, развитие гражд. общества и местного самоуправления. Много внимания фонд уделяет про­блемам молодёжи и пожилых людей.