Социологические методы социальной работы
Теория социальной работы как развивающаяся наука активно ищет теоретические и методологические подходы к построению собственных концепций. Активно прорабатываются социально-философские, социально-политические педагогические, психологические, этические основы социальной работы. Важным моментом является многообразие форм взаимодействия социальной работы и социологии, в рамках которой социальная работа как форма деятельности стала перерастать в социальную работу как науку. Поэтому методы, используемые общественными науками, в целом, и социологией, в частности, применяются в практике социальной работы.
Важнейшим компонентом социальной работы является умелое сочетание исследовательских навыков и практики. Без этого ключевого момента невозможно становление профессионала.
Любое социальное исследование проводится на теоретическом и эмпирическом уровнях. Теоретическое исследование предполагает оперирование научными понятиями, категориями, принципами, формулирование законов, аксиом и т. д. Вооруженный соответствующими теоретическими концепциями социальный работник способен более отчетливо видеть и изучать все аспекты жизни общества, его структурных элементов, включая самого человека. В этой работе социальные работники сотрудничают, в первую очередь, с социологами, историками, политологами, социальными психологами, юристами, экономистами.
В эмпирическом социальном исследовании предметом анализа выступают действия людей и социальных общно-стей, продукты человеческой деятельности, а также отражение социальной реальности в сознании людей, т. е. в их мнениях, оценках и суждениях. Получение информации в результате эмпирического социального исследования является одним из важных этапов социальной работы в процессе решения социальных проблем людей.
!•» -эмпирическим методам исследования в социальной эте относят методы получения информации, необходи-для осуществления профессиональной деятельности дальнего работника: биографический метод, анализ ументов, контент-анализ, наблюдение и спрос.
•Биографический метод связан с извлечением социаль-информации у различных категорий граждан. Он предмет собой интегрированную совокупность различных эбов социального измерения и оценок сообщений. Ис-зуя этот метод, социальный работник собирает сведе-об истории жизни посредством интервью, анкеты, тес-: изучает документы и анализирует жизненный путь с дошью хорошо проверенных объективных данных или вях обследуемых. Благодаря рассказам участников о »ежитых ими событиях, исследователь располагает воз-аеностью реконструирования недоступных ему процес-[И ситуаций. Вместе с тем, научность применения дан-) метода зависит от методически строго контролируе-, интерпретации, оценки биографических материалов. ведение биографического метода позволяет определить социальной помощи и социальной защиты нуждаю-|ся гражданам.
%ри использовании метода анализа документов следу-|указать, какие документальные источники будут изу-ея (статистические формы, планы, отчеты, анкетные гые и т. д.), а также, какие методы их анализа будут юняться. Этот метод является наиболее экономичным [ки зрения трудозатрат и финансов. Анализ докумен-I позволяет оперативно получить фактографические дан-в 6 социальном положении, уровне материальных до-Яов, составе семьи и т. п. разных категорий граждан.
Полученная информация носит объективный характер. ащичение качества такой информации связано с тем, I) учетная и отчетная информация не всегда бывает оверной и нуждается в контроле; 2) часть этой инфор-ви устаревает; 3) большинство данных в ведомствен-документации не содержит информации о состоянии ^ания граждан. Поэтому информация, полученная ме-еюм анализа документов, носит достаточно фактографи-сий характер.
Сами документы подразделяются на личные и безличные, официальные и неофициальные (в зависимости от статуса документального источника), первичные (т. е. данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (документы, обобщающие или описывающие первичные документы). По надежности информации документы тоже весьма различны: официальные и личные документы более надежны, чем неофициальные и безличные. При использовании вторичных документов устанавливается их первоисточник. Проверка надежности документов предусматривает различение событийной и оценочной информации, анализ целей, намерений и мотивов составителя документа.
Существуют два основных метода анализа документов:
неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целями исследования. Социальный работник отвечает на вопросы об их авторах, цели создания документов, их виде и форме, надежности и достоверности зафиксированных в них данных.
Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ — анализ содержания) основан на получении социальной информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному анализу. Он рассчитан на извлечение количественных статистических характеристик или сообщений, которые отражают некоторые существенные черты изучаемых проблем.
Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании документа смысловой единицы. Объектом контент-анализа могут быть содержание газет, кинофильмов, теле- и радиопередач, публичных выступлений, социальных интервью, ответы на вопросы анкет и т. д. Например, с целью изучения проблемы спроса и предложения на рынке труда проводится контент-анализ регулярно публикуемых газетных сообщений, государственных служб занятости населения с обобщением данных по двум рубрикам: «Требуются» (спрос) и «Ищу работу» (предложение).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.