Особое место в практике социальной работы занимает ваблюдение как метод сбора первичной социальной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий и условий, биографических данных и прочих социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.
В зависимости от характера процесса наблюдения можно выделить следующие его типы: контролируемое и неконтролируемое; включенное (социальный работник участвует в деятельности той или иной группы, организации) и не включенное (исследователь находится на определенном расстоянии от объекта исследования); полевое (наблюдение проводится в естественной обстановке) и лабораторное (наблюдение проводится в искусственно созданной ситуации); случайное и систематическое и т. д. Запись результатов ведется обычно на месте наблюдения и в момент его осуществления, поэтому главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. К числу достоинств этого метода можно отнести то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования и может собирать факты независимо от желания индивидов или групп говорить или от их умения отвечать на вопросы. Особое значение этот факт имеет при работе с детьми 'и престарелыми гражданами.
Вместе с тем, наблюдение содержит в себе и элементы субъективности. При наблюдении происходит неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на восприятие наблюдателем реальности, на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Еще одним ограничением метода наблюдения является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Для преодоления ограничений наблюдения этот метод следует применять в сочетании с другими способами сбора информации, в том числе путем опросов.
Опросы подразделяются на письменные (анкеты) и устные (интервью); очные (личные) и заочные (обращение с
анкетой через газету, телевидение, по телефону); экспертные и массовые; выборочные и сплошные и т. д. С помощью опросов получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, суждениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых,
Опрос содержит следующие необходимые этапы работы:
1) устное или письменное обращение исследователя к определенным категориям граждан — респондентам с вопросами; 2) регистрация и статистическая обработка полученных ответов, а также их теоретическая интерпретация.
В качестве метода исследования опрос применяется чаще всего при отсутствии необходимых документальных источников информации по изучаемой проблеме, а также в случае недоступности предмета исследования или отдельных его характеристик для наблюдения. Чаще всего предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей.
Метод опроса предусматривает получение социономиче-ской информации в процессе социально-психологического общения. В силу этого он имеет особое значение для организации техники социальной работы. Это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Часто часть сведений, имеющихся в анкетах и интервью, намеренно или невольно искажаются опрашиваемыми. Поэтому результаты опросов должны взаимно перепроверяться и дополняться другими методами сбора информации.
Социальные работники используют различные виды интервью, в зависимости от требуемой точности. При стандартизированном интервью непосредственное общение исследователя с опрашиваемыми регламентировано специально разработанными социальными работниками вопросами с элементами шкалирования и инструкцией к интервью. Менее регламентированное интервью позволяет сосредоточить внимание респондента на интересующей исследователя проблематике. Опрашиваемый, как правило, предварительно ознакомляется с помощью заранее подготовленных вопросов с тематикой интервью, а исследователь имеет возможность сравнить содержание ответов разных респонден-
тов по заданной тематике. При открытом (свободном) интервью опрашиваемым предлагается лишь общая тема беседы без заранее разработанного вопросника или плана. Свободное интервью предполагает установление доверительных отношений интервьюера с респондентом.
В нарративном интервью устанавливается максимальная доверительность в общении опрашиваемого и опрашивающего. Респондент рассказывает подробную историю своей жизни, а интервьюер стимулирует его междометиями и вопросами о дальнейшем ходе событий. В нарративном интервью создается доброжелательная, располагающая к разговору атмосфера, которая обеспечивает условие для полных и искренних ответов. Дальнейшая обработка полученной информации, ее анализ и вычленение главного, существенного в ней позволяет социальному работнику более точно определить вид социальной помощи нуждающимся людям.
Мнения и суждения исследуемых в большей степени выявляются в процессе письменного опроса или анкетирования. Контакт исследователя и респондента носит опосредованный характер. Инструментом извлечения социальной информации становится анкета, поэтому большое внимание исследователь уделяет качеству самой анкеты, т. е. формулированию вопросов, порядку их расположения, их соответствию решениям задач исследования.
К преимуществам метода анкетирования относится анонимность ответов респондентов, что дает возможность получения информации, имеющей для них личную значимость. К недостаткам этого метода можно отнести проблему возврата анкет.
В настоящее время в практике социальной работы очень :щироко используется система методов и способов прогнозирования. Методика прогнозирования включает в себя следующие этапы исследования:
• определение объекта исследования (здравоохранение, инвалиды, пенсионеры и т. д.); предмета исследования (например, уровень социальной защищенности беженцев); целей, задач, время проведения, рабочие гипотезы, используемые методы;
• сбор данных, влияющих на развитие объекта. К ним относятся принимаемые решения, документы, события и т. п.;
• обобщенное видение объекта в системе основных ло. казателей, характеризующих его структуру;
• проекция исходной модели в будущее с учетом прогнозных факторов;
• проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами;
• оценки степени достоверности и уточнение прогностических моделей посредством опроса экспертов;
• выработка рекомендаций на основе сопоставления прогностических моделей.
Средствами получения прогнозной информации выступают методы экстраполяции и экспертизы. При помощи методов прогнозирования определяется направление развития социальных процессов, объектов в исследуемой области (культуре, здравоохранении, образовании, промышленности), а также происходит выработка управленческих рекомендаций и их последовательности, порядка распределения ресурсов для достижения целей и задач. Прогнозирование социальных процессов выражается в форме целевых социальных программ, представляющих собой совокупность множества мероприятий различного содержания.
На всех уровнях исследования социальные работники должны строго соблюдать этические нормы и принципы. К ним относятся:
• принцип конфиденциальности;
• уважение прав человека — участника исследования (исследование никому не должно нанести вред, участие в нем может быть только добровольным);
• полная информированность участников об исследовании;
• по окончании исследования участникам представляется краткая информация о результатах проведенного исследования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.