Социологические методы социальной работы, страница 2

Особое место в практике социальной работы занимает ваблюдение как метод сбора первичной социальной инфор­мации путем непосредственной регистрации исследователем событий и условий, биографических данных и прочих со­циальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от характера процесса наблюдения мож­но выделить следующие его типы: контролируемое и не­контролируемое; включенное (социальный работник уча­ствует в деятельности той или иной группы, организации) и не включенное (исследователь находится на определен­ном расстоянии от объекта исследования); полевое (наблю­дение проводится в естественной обстановке) и лаборатор­ное (наблюдение проводится в искусственно созданной си­туации); случайное и систематическое и т. д. Запись результатов ведется обычно на месте наблюдения и в мо­мент его осуществления, поэтому главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно по­зволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. К числу достоинств этого метода можно отнести то, что исследователь в опре­деленной степени не зависит от объекта своего исследова­ния и может собирать факты независимо от желания ин­дивидов или групп говорить или от их умения отвечать на вопросы. Особое значение этот факт имеет при работе с детьми 'и престарелыми гражданами.

Вместе с тем, наблюдение содержит в себе и элементы субъективности. При наблюдении происходит неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая на­кладывает отпечаток на восприятие наблюдателем реаль­ности, на понимание сути наблюдаемых явлений, их ин­терпретацию. Еще одним ограничением метода наблюдения является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Для преодоления ограничений наблюдения этот метод следует применять в сочетании с другими способами сбора информации, в том числе путем опросов.

Опросы подразделяются на письменные (анкеты) и уст­ные (интервью); очные (личные) и заочные (обращение с


анкетой через газету, телевидение, по телефону); эксперт­ные и массовые; выборочные и сплошные и т. д. С помо­щью опросов получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, суждениях, оцен­ках, предпочтениях опрашиваемых,

Опрос содержит следующие необходимые этапы работы:

1) устное или письменное обращение исследователя к оп­ределенным категориям граждан — респондентам с вопро­сами; 2) регистрация и статистическая обработка получен­ных ответов, а также их теоретическая интерпретация.

В качестве метода исследования опрос применяется чаще всего при отсутствии необходимых документальных источ­ников информации по изучаемой проблеме, а также в слу­чае недоступности предмета исследования или отдельных его характеристик для наблюдения. Чаще всего предметом изучения являются элементы общественного или индиви­дуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей.

Метод опроса предусматривает получение социономиче-ской информации в процессе социально-психологического общения. В силу этого он имеет особое значение для орга­низации техники социальной работы. Это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Часто часть сведений, имеющихся в анкетах и интервью, намеренно или невольно искажаются опрашиваемыми. Поэтому результаты опросов должны взаимно перепрове­ряться и дополняться другими методами сбора информа­ции.

Социальные работники используют различные виды интервью, в зависимости от требуемой точности. При стан­дартизированном интервью непосредственное общение ис­следователя с опрашиваемыми регламентировано специаль­но разработанными социальными работниками вопросами с элементами шкалирования и инструкцией к интервью. Менее регламентированное интервью позволяет сосредото­чить внимание респондента на интересующей исследовате­ля проблематике. Опрашиваемый, как правило, предвари­тельно ознакомляется с помощью заранее подготовленных вопросов с тематикой интервью, а исследователь имеет воз­можность сравнить содержание ответов разных респонден-


тов по заданной тематике. При открытом (свободном) ин­тервью опрашиваемым предлагается лишь общая тема бе­седы без заранее разработанного вопросника или плана. Свободное интервью предполагает установление доверитель­ных отношений интервьюера с респондентом.

В нарративном интервью устанавливается максималь­ная доверительность в общении опрашиваемого и опраши­вающего. Респондент рассказывает подробную историю своей жизни, а интервьюер стимулирует его междометия­ми и вопросами о дальнейшем ходе событий. В нарратив­ном интервью создается доброжелательная, располагаю­щая к разговору атмосфера, которая обеспечивает условие для полных и искренних ответов. Дальнейшая обработка полученной информации, ее анализ и вычленение главно­го, существенного в ней позволяет социальному работни­ку более точно определить вид социальной помощи нуж­дающимся людям.

Мнения и суждения исследуемых в большей степени выявляются в процессе письменного опроса или анкетиро­вания. Контакт исследователя и респондента носит опос­редованный характер. Инструментом извлечения социаль­ной информации становится анкета, поэтому большое вни­мание исследователь уделяет качеству самой анкеты, т. е. формулированию вопросов, порядку их расположения, их соответствию решениям задач исследования.

К преимуществам метода анкетирования относится ано­нимность ответов респондентов, что дает возможность по­лучения информации, имеющей для них личную значи­мость. К недостаткам этого метода можно отнести пробле­му возврата анкет.

В настоящее время в практике социальной работы очень :щироко используется система методов и способов прогно­зирования. Методика прогнозирования включает в себя следующие этапы исследования:

• определение объекта исследования (здравоохранение, инвалиды, пенсионеры и т. д.); предмета исследования (на­пример, уровень социальной защищенности беженцев); це­лей, задач, время проведения, рабочие гипотезы, исполь­зуемые методы;



• сбор данных, влияющих на развитие объекта. К ним относятся принимаемые решения, документы, события и т. п.;

• обобщенное видение объекта в системе основных ло. казателей, характеризующих его структуру;

• проекция исходной модели в будущее с учетом про­гнозных факторов;

• проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами;

• оценки степени достоверности и уточнение прогности­ческих моделей посредством опроса экспертов;

• выработка рекомендаций на основе сопоставления прогностических моделей.

Средствами получения прогнозной информации высту­пают методы экстраполяции и экспертизы. При помощи методов прогнозирования определяется направление раз­вития социальных процессов, объектов в исследуемой об­ласти (культуре, здравоохранении, образовании, промыш­ленности), а также происходит выработка управленческих рекомендаций и их последовательности, порядка распре­деления ресурсов для достижения целей и задач. Прогно­зирование социальных процессов выражается в форме це­левых социальных программ, представляющих собой сово­купность множества мероприятий различного содержания.

На всех уровнях исследования социальные работники должны строго соблюдать этические нормы и принципы. К ним относятся:

• принцип конфиденциальности;

• уважение прав человека — участника исследования (исследование никому не должно нанести вред, участие в нем может быть только добровольным);

• полная информированность участников об исследова­нии;

• по окончании исследования участникам представля­ется краткая информация о результатах проведенного ис­следования.