Интернационализация хозяйственной жизни, неизбежно обостряя международную конкуренцию, способствует «вымыванию» менее эффективных производителей и поставщиков товаров и услуг и в конечном счете ведет к оптимизации процессов производства и потребления. В принципе это объективно прогрессивная тенденция экономического развития. Хотя, понятно, не без серьезных отрицательных последствий для более слабых участников конкурентной борьбы в виде банкротств, безработицы, дефицитов платежных балансов и прочих проблем на макро- и микроуровнях, в том числе хорошо известных из курса экономической теории.
1.4.Протекционизм и фритредерство.
В процессе продвижения товаров и услуг на внешние рынки национальным бизнес - структурам приходится преодолевать не только сопротивление добросовестных и не очень добросовестных конкурентов. Гораздо сложнее противостоять силе целого иностранного государства, проводящего политику протекционизма. Протекционизм означает защиту национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
Часто его обозначают как защиту внутреннего рынка. Однако точнее все же говорить о протекции (защите) интересов именно хозяйствующих субъектов, потому что в такой ситуации выигрывают главным образом именно они за счет искусственно созданных благоприятных условий производства и сбыта. А потребители в результате прямого и косвенного ограничения импорта, наоборот, проигрывают, так как вынуждены покупать менее качественные и /или более дорогие, чем иностранные, товары и услуги. Тем самым снижаются стандарты потребления, если меры коснулись потребительских товаров. Если ограничен или затруднен ввоз из – за границы средств производства, то это отрицательно сказывается на характеристиках создаваемых национальными производителями товаров и услуг из менее эффективных местных инвестиционных товаров.
Например, когда в США президент Д. Буш – мл. выполнил данное местным металлургам предвыборное обещание об ограничении конкуренции со стороны южнокорейских, евросоюзовских, российских и других производителей, то проиграли местные потребители металлопродукции. В частности, снизилась конкурентоспособность автостроительных компаний, вынужденных применять менее качественные и болеее дорогие материалы.
В то же время следует отметить, что в определенных условиях защита национальных товаропрозводителей может служить вынужденной, но необходимой мерой. Например, для того, чтобы дать им возможность повысить эффективность своего производства, перестроить его на новой технической основе, накопить ресурсы для будущей конкурентной борьбы.
Однако такая поддержка не должна быть бесконечно длительной. Дело в том, что искусственно созданные привилегированные условия, не ограниченные во времени, как это, например, имело место во времена СССР для производителей практически всех товаров, или же введенные на слишком длительный период, не стимулируют внедрять в производство технические новинки, улучшать качество продукции и т. п. Понятно, что такое положение не способствует повышению эффективности выпускаемых товаров. Только один пример: советские легковые автомобили. Их, как правило, низкое качество в поставках на внутренний рынок хорошо известно. Искусственное ограждение от иностранной, да еще при отсутствии внутренней, конкуренции в условиях тотального дефицита привело к крайне отрицательным последствиям в смысле качества и прогрессирующего отставания даже от не самых лучших зарубежных образцов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.