В то же время надо сказать, что протекционизм считается не только возможным, но и необходимым тогда, когда речь идет о стратегических отраслях. Прежде всего это связано с проблемами обеспечения национальной безопасности. Например, в оборонно – промышленный комплекс иностранцев обычно не допускают или, по мере возможности, всячески ограничивают там их присутствие.
Так, в России в 2008 г. вступил в действие Федеральный закон № 57 – ФЗ от 29.04.2008 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В нем (ст.6) перечислены 42 вида такой деятельности.
То же самое имеет место в отношении стратегически значимых природных ресурсов. Кроме того, иногда при принятии решения о недопущении иностранных компаний на внутренний рынок исходят из их уже существующей доли в национальном производстве определенных товаров. Так, например, действует Франция.
Протекционизмом является не только защита от проникновения на территорию своего государства товаров и услуг иностранного происхождения, но и по сути все меры помощи продвижению на зарубежные рынки продукции национальных производителей и экспортеров. Примером может служить аграрная политика Евросоюза как проявление коллективногопротекционизма, направленная, помимо прочего, на субсидирование экспорта сельхозтоваров и продуктов питания.
По сути всевозможные меры поддержки внутреннего производства тоже являются протекционизмом, поскольку искусственно улучшают позиции местных товаропроизводителей в их соперничестве с иностранными конкурентами. Если международная торговля ведется без использования субсидирования, а также демпинга, то она считается справедливой.
Несмотря на преобладание в целом тенденции к либерализации международной торговли, политика протекционизма остается заметной характерной особенностю современных международных экономических отношений. В разной степени ее применяют практически все страны и региональные интеграционные группировки. Чаще всего - в таких отраслях, как производство сельскохозяйственного сырья, продовольствия, обуви, одежды, автомобилестроение, металлургия. Меры при этом используются самые разнообразные - экспортные и импортные пошлины, квоты, субсидии, законодательно установленные и так называемые «добровольные» ограничения и даже полные запреты на межстрановое перемещение факторов и результатов производства, многочисленные нетарифные барьеры и т. д.
В отличие от протекционизма, политика cвободной торговли, или фритредерства, предполагает, как следует уже из самого термина английского происхождения, освобождения торговли с иностранными партнерами от искусственно созданных препятствий в виде всевозможных ограничений - таможенно-тарифных, нетарифных, административных и прочих. В широком смысле данное понятие следует понимать и применять не только, как исторически сложилось, к торговле товарами, но и ко всем остальным формам и видам межстранового обмена результатами производства. В том же значении к факторам производства обычно применяют термины «движение» и «перемещение» - например, свободное движение капиталов и рабочей силы в пределах Евросоюза.
Не искаженное протекционизмом фритредерство выгодно более конкурентоспособным субъектам соперничества на рынках. Поэтому оно не может быть одинаково приветствоваться всеми странами, поскольку ни одна страна в мире на сегодняшний день не является бесспорным лидером по всем направлениям. Вот почему в одной и той же стране могут одновременно проявляться как фритредерские, так и протекционистские тенденции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.