Не всегда доказать факт демпинга бывает просто. Интересен в данном отношении опыт Австрии. В законе этой страны предусмотрены количественные критерии, которые существенно помогают расследованию. Цена ввозимого товара считается демпинговой, если она на 20 и более процентов ниже, чем на внутреннем рынке страны его происхождения. Другой применяемый критерий - если она на 8 % ниже мировой цены.
В рамках ГАТТ/ВТО действует Антидемпинговый кодекс в виде Соглашения о применении статьи VI ГАТТ-1994 ВТО в редакции 1994 г., что является модифицированной версией документа, принятого ранее в 1969 и 1979 гг. В нем содержится описание процедур установления и доказательства факта товарного демпинга со стороны той или иной фирмы или государства. Дана также и методология применения антидемпинговых мер.
В частности, во избежание произвольного толкования демпинга и необоснованного применения антидемпинговых процедур в импортирующих странах установлен минимальный размер импорта товаров по демпинговым ценам (3 % от импорта аналогичного товара) и минимальный разрыв в ценах (2 %), ниже которого антидемпинговое расследование не проводится. Антидемпинговая пошлина в импортирующей стране может налагаться только после установления факта демпинга и определения, что этим причиняется материальный ущерб национальному производству или существует угроза причинения такого ущерба. При этом устанавливается срок действия такой пошлины - не более 5 лет. Размер антидемпинговой пошлины не должен превышать разницу между нормальной и демпинговой ценой (так называемый масштаб демпинга). В интересах развивающихся стран требуется учитывать особенности ценообразования в этих странах. Поэтому даже если экспортная цена развивающейся страны ниже, чем ее внутренняя цена, то это все равно не может служить основанием для автоматического обвинения ее в демпинге.
Однако нельзя сказать, что антидемпинговые меры всегда применяются на основе неопровержимых доказательств. Не так уж редко они вводятся произвольно и могут использоваться в качестве инструмента дискриминационной политики, проводимой по отношению к тем или иным странам.
При оценке ущерба и для возможного последующего введения других особых пошлин определяется так называемый триггерныйуровеньцен. Он означает минимально допустимый уровень цен на импортные товары, преимущественно сельскохозяйственные. Считается, что при ввозе товаров по цене ниже такого уровня наносится ущерб национальному производству. Именно это и служит основанием для введения в качестве защитной меры специальных импортных пошлин. Кроме того, триггерный уровень может относиться также и к максимальному объему импорта товаров. В Соглашении ВТО по сельскому хозяйству изложена методология определения триггерного уровня цен и расчета соответствующих дополнительных пошлин в тех случаях, когда цена импортируемых товаров оказывется ниже названного уровня или объем импорта превышает его.
Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым в обоих направлениях через таможенную границу страны, называется таможенным тарифом. В России он систематизирован в соответствии с «Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД). В ФЗ «О таможенном тарифе» изложены его основные цели (ст. 1): рационализация товарной структуры ввоза товаров; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров; защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику. Очевидно, что подобные цели преследуются и в других странах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.