В международных товарных соглашениях, заключаемых между странами – экспортерами и импортерами по отдельным видам сырьевых товаров, закрепляются особые условия торговли с целью стабилизации положения на этих товарных рынках и предотвращения чрезмерных колебаний цен. Многие из указанных соглашений разрабатывались в рамках ООН. Первые из них (по зерну, олову и др.) были заключены вскоре после Второй мировой войны. В последующий период в рамках программы нового международного экономического порядка инициатива заключения таких соглашений исходила преимущественно от развивающихся стран, испытывавших трудности со сбытом своих товаров на мировом рынке в связи с их перепроизводством. В настоящее время, как известно, картина на мировом продовольственном рынке прямо противоположная – ощущается острая его нехватка.
В некоторых соглашениях участвовал СССР в составе групп стран – импортеров или экспортеров (по сахару, какао, кофе и др.). Это позволяло использовать некоторые их условия в интересах нашей страны. В частности, по условиям Международного соглашения по кофе СССР относился к так называемым "новым рынкам", которые могли покупать зеленый кофе в странах – экспортерах сверх их экспортных квот. Такой статус давал отечественному импортеру возможность производить закупки по ценам значительно ниже рыночных.
Можно выделить три основных типа международных товарных соглашений:
1) стабилизационные – например, по каучуку, какао, кофе. Они предусматривают определенные механизмы поддержания на мировом рынке равновесия предложения и спроса и в данной связи относительной стабильности цен. Для этого используется ряд мер. Среди них - установление меняющихся в зависимости от движения рыночных цен квот на производство и экспорт соответствующих товаров для стран – экспортеров, создание буферных запасов, определение лимитов рыночных цен для введения регулирующих мер и др.;
2) административные – например, по пшенице, сахару, ориентированные на координацию деятельности стран – участниц на основе сбора и публикации статистических и других материалов по рынку данного товара;
3) предусматритвающие "меры развития" – например, по джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, направленные на расширение и укрепление экспортного потенциала стран – продуцентов, развитие инфраструктуры, переработки сырья, проведения мер по охране окружающей среды и т.д. На основе ряда соглашений действовали международные организации по соответствующему товару с постоянным рабочим аппаратом.
По линии ЮНКТАД в 1976 г. была разработана Интегрированная программа для сырьевых товаров, предусматривавшая заключение международных стабилизационных товарных соглашений по важнейшим сырьевым товарам и создание Общего фонда ООН для сырьевых товаров. Из этого фонда намечалось финансировать действие товарных соглашений, в том числе формирование буферных запасов в целях торможения падения цен, проведение обстоятельных исследований товарных рынков и др. Однако из-за нежелания ряда развитых стран участвовать в этой программе она была свернута в конце прошлого века.
Некоторые товарные соглашения сыграли свою положительную роль в стабилизации мировых рынков отдельных товаров. Однако в период действия соглашений нередко проявлялись и острые противоречия между экспортерами и импортерами, а также внутри групп стран – экспортеров, что затрудняло их реализацию и в конечном счете приводило к прекращению действия многих соглашений.
Товарные соглашения можно использовать и в качестве инструмента помощи, оказываемой развивающимся странам при содействии международных экономических организаций. Например, согласно решениям ЮНКТАД и ГАТТ развитые страны предоставляют преференции товарам из развивающихся стран. Это можно осуществлять в рамках двусторонних или многосторонних торговых соглашений. Так, в частности, действуют страны ЕС, которые предоставляют преференции товарам стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.