Кроме того, по тому же «нулевому варианту» России отошла вся бывшая советская заграничная собственность. Ее величина оценивалась по - разному, вплоть до 400 млрд. долл. Однако надо заметить, что такое имущество может приносить доходы в казну только при условии рационального (для бюджета, а не для реально им распоряжающихся физических лиц) его использования. Кстати, из – за недостаточно грамотной юридической проработки потом возникли споры с незалежной Украиной, не ратифицировавшей подписанные ее руководством договоренности и предъявившей права на указанную собственность в Великобритании. Но это отдельная история.
Существуют разные варианты решения проблемы внешнего долга. При определенных обстоятельствах и квалифицированном управлении практическую пользу может принести любой из них. Здесь будут рассмотрены способы, относящиеся к государственному долгу.
Самый лёгкий и хороший вариант для заёмщика – списание, т.е. прощение долга. Обычно он применяется к самым бедным странам, хотя иногда и к другим странам при реструктуризации долга, но только обычно к его части, а не всей суммы. Списание долга довольно часто сопровождается различными условиями (прежде всего политическими). Они касаются как внутренней, так и внешней политики прощаемого должника. Например, надо учитывать мнение кредитора при голосовании в ООН, международных организациях. При списании долга можно потребовать создания или сохранения определённых льгот (преференций) для товаров, капиталов, граждан страны - кредитора. Если кредитором является государство, то, заметим, что кредиты должнику выдаются из бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков, а льготами потом могут воспользоваться, мягко говоря, далеко не все из них. Обычное дело в политике.
Часто России как члену Парижского клуба стран – кредиторов, фактически под влиянием западных партнеров, тоже приходится просто списывать долги других стран. Как, например, это было в случае с Ираком, когда российское руководство простило долг предыдущего иракского режима в сумме 8 млрд. долларов. А в случае с Никарагуа, который можно считать типичным, Россия согласилась с урегулированием проблемы следующим образом: эта страна вернула 10%, а остальную сумму списали.
По общему объему списываеых долгов развивающихся стран Россия занимает третье место в мире. А если брать ВВП на душу населения, то даже первое. Подобные факты, раз уж российское руководство идет на такие шаги, обязательно нужно хорошо пропагандировать, как это умело делают западные страны, повышая тем самым свой престиж в мире.
Другой вариант решения долговой проблемы– реструктуризация долга. В данном случае происходит изменение структуры выплат. Как правило, речь идёт об отсрочке выплаты основной части долга, но при этом, что следует особо подчеркнуть, никто не отменяет выплаты процентов. Поэтому общая сумма долга реально всегда возрастает. Потому что общий период, в течение которого приходится платить проценты, увеличивается. То есть процесс растягивается во времени. А сумма накопившихся процентов бывает не меньше величины взятых взаймы денежных ресурсов. Так что понятие «основная часть долга» не должен вводить в заблуждение относительно того, что проценты составляют вроде бы не такую уж значительную сумму, раз их относят к «неосновной» части долга. Кроме того, надо еще заплатить комиссионные за реструктуризацию.
Смысл такого варианта состоит в том, чтобы сократить бремя текущих выплат. Правда, при этом, как сказано, возрастает та сумма, которую придется выплачивать в будущем. Но это уже будет заботой другого правительства, другого президента. А, может быть, кредиторы потом смягчатся. Или что-нибудь еще хорошее произойдет. Зато пока можно вздохнуть спокойнее, отложив окончательное решение проблемы на потом. Как такой вариант иногда выглядит на практике, можно проиллюстрировать на примере России. Вот конкретные цифры, приведенные В. Путиным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.