На внешнюю торговлю это повлияло следующим образом. Допустим, что российский экспортер до кризиса продавал свой товар за границей за $ 1. При этом его совокупные издержки плюс прибыль составляли 6 руб. После девальвации рубля он продолжает продавать свой товар за границей по той же цене, что и ранее, т.е. за $1 (ведь по статистике в развитых экономиках обычно цены в среднем растут на 2 – 3, редко больше, а в Японии так вообще менее 1% в год; на отдельные товары, конечно, бывает и больше – так это только на руку экспортерам). Что касается общих издержек экспортера, то они, особенно первое время, остаются практически теми же, что и раньше, т.е. в данном случае примерно равными тем же 6 руб. Цены в России, конечно, тогда выросли, но не сразу и не на все в 4 раза; для справки по одному из компонентов издержек можно поинтересоваться у родных и знакомых, повысили ли им работодатели зарплату после августа 1998 г. в четыре раза.
В нашем примере при обратной конвертации 1$ выручки в рубли экспортер получает своеобразную премию, которую можно условно назвать девальвационной, равную разнице между новой ценой доллара, выраженной в рублях - 24, и старой – 6, т.е. 18 руб.
Таким образом, девальвация выгодна экспортёру, который может без каких-либо усилий получить дополнительную прибыль, в данном случае очень большую.
И наоборот, столько же проигрывает в международной торговле импортёр товаров. Понятно, что потребитель обычно не готов заплатить за тот же товар, что и ранее, соответственно выросшую цену.
Рассмотрим тот же пример. За импортный товар, купленный за рубежом за $1, в России с определенной прибылью раньше можно было выручить 6 руб. Однако после девальвации для продолжения закупок по той же цене в долларах надо иметь уже не 6, а 24 рубля. Значит, надо резко повышать цену при его продаже в России. И сокращать объемы закупок, так как далеко не все потребители готовы переплачивать в несколько раз - кто-то по финансовам, а кто и по чисто психологическим соображениям. Или надо искать более дешевые источники закупок. Но здесь речь не о том, что делать бизнесмену, а о том, как отрицательно девальвация влияет на импорт.
Отрицательный эффект для импортеров может смягчить политика местных товаропроизводителей и торговцев, которые также поднимают цены на свою продукцию и хотя и не всегда доводят её до уровня импортных товаров, все же тем самым способствуют быстрейшей ликвидации ценовых последствий девальвации. Так, в 1998 г. в России подняли цены и те, кто производил и продавал товары исключительно отечественного производства, в структуре цены которых практически полностью отсутствовали импортные компоненты. Таким образом, можно констатировать чисто субъективный подход к ценообразованию, или, точнее сказать, реализацию политики монополизма.
В связи с удорожанием импорта более выгодным становится развитие на месте импортозамещающих производств. При этом наблюдается не только повышение активности национальных товаропроизводителей, но и увеличение притока в соответствующие отрасли иностранного капитала в форме прямых инвестиций. В сложившейся ситуации ТНК быстро реагируют на изменившуюся обстановку и избирают другой способ внешнеэкономической экспансии – экспорт капитала вместо экспорта товаров. Примерами могут служить, в частности, российские кондитерская, пивоваренная, табачная, молочная промышленность, где иностранные компании захватили доминирующие позиции. Отмеченные последствия девальвации - сокращение импорта, рост поступлений от экспорта, приток капитала - отражаются в торговом и платежном балансах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.