Хотя очевидно, что мировой рынок многократно более емкий, чем внутренний рынок любой страны, это совсем не означает, что продавцам на нем легче продвигать товары, чем в пределах своих национальных границ. Напротив, там обычно гораздо жестче конкуренция. Она характеризует очень противоречивый процесс взаимодействия и соперничества различных субъектов рынка, стремящихся расширятъ сбыт своих товаров путем лучшего удовлетворения потребностей покупателей. С одной стороны, добросовестная конкуренция на внутреннем и внешнем рынке играет роль регулятора общественного производства и потребления, стимулируя поступление на рынок лучших товаров и услуг, способствовуя внедрению достижений НТП, общему повышению эффективности. С другой, вытесняя с рынка менее конкурентоспособную продукцию, что, в принципе хорошо, но в результате приводит к вымыванию из хозяйственной жизни многих товаропроизводителей с сопутствующими социальными последствиями.
В целом ряде международных актов имеются положения, касающиеся общепризнанных правил добросовестной конкуренции. Значительную роль в регулировании международной конкуренции играет ВТО. В Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров зафиксирован принцип соблюдения добросовестности в международной торговле (статья 7). Достаточно полно изложены правила конкуренции в Римском договоре о создании ЕС (статьи 85, 86, 91). В понятие добросовестности входит предоставление торговому партнеру достоверных сведений о своей фирме, ее юридической форме, уставной правоспособности, производственных и торговых возможностях, а также соблюдение общепризнанных правил деловой этики.
Существуют разные виды конкуренции: ценовая, неценовая, функциональная, предметная и др. Успех в соперничестве на мировых рынках определяется конкурентоспособностью. Это понятие может относиться к определенному товару, предприятию, компании, отдельной отрасли экономики и национальной экономике в целом.
Конкурентоспособность товара характеризуется совокупностью его качественных и стоимостных характеристик, которая определяет возможность удовлетворения конкретной потребности покупателей и реализации этого товара на рынке. Слагается из многих составляющих: максимального учета товаропроизводителями требований покупателей в определенных сегментах рынка, умения своевременно реагировать на их изменения, учитывать поведение конкурентов, маневрировать в рыночном пространстве и времени и т.д. Товар, предназначенный для реализации на зарубежных рынках, должен пользоваться спросом потребителей, соответствовать определенным стандартам и нормам, производиться в необходимых количествах, ассортименте, своевременно доставляться потребителям и обеспечиваться адекватным сервисом.
Конкурентоспособность компании означает способность противостоять на рынке конкурентам – производителям и поставщикам аналогичной продукции по степени удовлетворения своими товарами, услугами потребностей покупателей и осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентной борьбы. Уровень конкурентоспособности определяется совокупностью ряда факторов: соотношением цена / качество, емкостью рынка, характером государственного регулирования, степенью эффективности деятельности подразделений самой компании, ее поставщиков и экспортеров продукции, умением оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка, своевременно вводить технологические новшества и т. п. Для обеспечения конкурентоспособности входящего в компанию в качестве ее составной части предприятия вырабатывается и реализуется стратегия его деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.