В последние годы во многих зарубежных странах применяются различные дискриминационные меры в отношении российских участников ВТД, главным образом экспортеров готовой продукции. По данным Минэкономразвития, в 2007 г. в зарубежных странах действовало 122 ограничительные меры против российского экспорта (внешнеторговые санкции) по сравнению с лишь 10 санкциями в начале прошлого десятилетия. Наибольшее число ограничительных мер применяется в странах ЕС и США, а также еще в более двух десятков стран дальнего и ближнего зарубежья. Среди наиболее дискриминируемых стран мира РФ занимает второе место после Китая.
Российские предприниматели, сталкивающиеся с явной или скрытой дискриминацией на зарубежных рынках, в целях защиты своих экономических интересов вправе использовать возможности, заложенные в ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 40), «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Действуя в рамках отраслевых объединений производителей и экспортеров, АДС, ТПП РФ, возможно вносить в государственные органы предложения о принятии мер по устранению дискриминационных условий во внешней торговле.
Приведенные в Федеральном законе принципы регулирования ВТД лежат в основе деятельности практически всех стран. Причем не всегда это обязательно формально закреплено в соответствующих законодательных актах. Тем не менее их по идее должны стараться реализовать во внешнеэкономической и ее составной части – внешнеторговой политике. Другой вопрос, насколько практические действия соответствуют так хорошо сформулированным принципам. Тут есть разные мнения.
Создание и поддержание надлежащих условий для участников ВЭД в целом и ВТД в частности на территории страны и благоприятных внешних условий в отношениях с отдельными зарубежными странами, региональными экономическими группировками и во всей системе мирового хозяйства во взаимодействии с иностранными государствами и международными организациями - на это должны быть реально, а не на словах направлены усилия органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Характер внешнеторговой политики, вырабатываемой на макроуровне, как совокупности целей, средств методов, применяемых государством для осуществления торговых отношений с зарубежными странами, и применяемый механизм ее реализации во многом определяет поведение всех участников ВТД в их взаимоотношениях с представителями властных структур, другими национальными организациями и зарубежными контрагентами, участвующими во внешнеторговом процессе. Существенную роль играет эффективное государственное управление, регулирование, контроль, координацияв области ВТД, реальная государственнаяподдержка и содействие этой деятельности, обеспечение благоприятных условий для национальных предпринимателей, экспортеров и импортеров, производителей экспортной продукции и потребителей импортных товаров.
На микроуровне участники ВТД, исходя из общих целей и задач своей организации, разрабатывают собственную торговую политику, в том числе в области ВТД, стратегию и тактику деятельности на зарубежных рынках, что закрепляется в планах развития ВЭД или общих маркетинговых программах, бизнес-планах компании.
Важной составной частью содействия продвижению и защите национальных внешнеэкономических интересов служат международные контакты высших должностных лиц государства. Часто можно видеть, что, например, президента Франции или России во время государственного визита за рубежом сопровождает большая группа бизнесменов. В ходе визита подписываются важные документы об экономическом, научно – техническом сотрудничестве в различных областях. К визиту бывает приурочено подписание крупных контрактов между компаниями двух стран, а присутствие при этом президентов и премьер – министров подчеркивает важность события и заинтересованность государств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.