Купивший лицензию обычно выплачивает единовременный платёж плюс текущие отчисления - роялти - в процентах от объема продаж, в фиксированной сумме плюс проценты от количества проданной по лицензии продукции, от количества штук и т.п. Если лицензиару (продавцу) затруднительно получить реальную информацию о будущей деятельности лицензиата (покупателя), то предпочтительно единовременно или с рассрочкой платежа получить от него рассчитанную заранее полную цену лицензии - так называемую паушальную сумму. То же самое бывает целесообразно и в торговле любыми другими объектами интеллектуальной собственности
Одновременно с продажей лицензии или патента может быть продано ноу – хау. Данное понятие не имеет точного аналога в русском языке и дословно переводится "знать как". Под этим понимаются особого рода специальные знания, касающиеся производственных, технологических, управленческих, коммерческих аспектов, связанных с передаваемым объектом интеллектуальной собственности. Такого рода накопленный опыт, определенные необходимые для успеха дела навыки, умения, приемы работы, по сути уникальные секреты производства, тем не менее практически невозможно запатентовать. Такая информация передается и по договорам коммерческой концессии.
Главным экспортёром и бесспорным лидером на мировом рынке интеллектуальной собственности на протяжении всего периода после второй мировой войны являются США. Особо следует выделить их ведущее положение в торговле научно – техническими достижениями - патентами, лицензиями, ноу – хау. Их положительное сальдо в торговле с остальным миром достигает многомиллиардных сумм. Все остальные ведущие экспортёры - страны с развитой рыночной системой - Германия, Великобритания и другие - в лучшем случае имеют актив в несколько сот миллионов. Япония традиционно больше покупала, чем продавала.
Отмеченное превосходство связано с огромными инвестициями, которые американское государство, частный сектор, направляют на развитие НИОКР. Ситуацию для США улучшает и постоянный приток учёных и специалистов со всего мира. И, соответственно, такая тенденция ослабляет всех других участников МЭО. Попытки других стран, в том числе в рамках интеграционных объединений, изменить ситуацию, до сих пор не приносят заметных положительных результатов. Таким образом, положение и тенденции такие же, как и в торговле наукоемкой продукцией, в структуре цены которой относительно велик удельный вес затрат на НИОКР. И по тем же причинам. Поэтому сохраняется «технологический разрыв» между США и другими странами. Это явление не новое и насчитывает уже многие десятилетия. По объективным причинам преодолеть всеобщее научно-техническое превосходство США в обозримой перспективе не представляется возможным. В то же время успешная конкуренция с американскими компаниями возможна по коммерческой реализации достижений НТП в отдельных видах производств, по отдельным товарам. Необходимое условие для этого - концентрация ресурсов и международное сотрудничество. Так, например, Европейский авиаконцерн ЕАДС, производящий аэробусы, в целом успешно конкурирует с «Боингом».
Контрольные вопросы:
1.Назовите основные тенденции в международной торговле товарами.
2. Какие страны являются лидерами в международной торговле?
3. Какие Вы знаете объекты в торговле услугами?
4. Кто основные партнеры России в международной торговле?
5. Какова структура российской торговли?
6. Кто и почему лидирует в международной торговле интеллектуальной собственностью?
Глава 3. Международная миграция капиталов.
3.1. Сущность международной миграции капиталов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.