Изучение конъюнктуры рынка является важным элементом маркетинга. Он предусматривает сбор, накопление, обобщение и анализ конъюнктурной информации, формирование принципиальной оценки ситуации и разработку обоснованного прогноза развития конъюнктуры. К важнейшим элементам конъюнктурного анализа относятся: объемы, структура и динамика мирового производства и потребления данного товара и его субститутов(заменителей) с учетом факторов сезонности, динамики инвестиций, степени загрузки и износа производственных мощностей в соответствующей отрасли, движение товарных запасов в производящих и потребляющих странах, характер ценообразования и динамика цен, влияние инфляционных факторов, фирменная структура рынка, степень его монополизации, особенности производственно - сбытовой, рекламной, научно - исследовательской, патенто-лицензионной деятельности участников рынка, применяемые меры государственного и международного регулирования и т.д. В каждый конкретный момент конъюнктура товарного рынка может харатеризоваться как стабильная или неустойчивая, оживленная или вялая.
Часто используемая экономическая категория мироваяцена напрактике выражается величиной, устанавливаемой в договорных отношениях между основными рыночными субъектами – крупными продавцами и покупателями на основе существующего в данный момент на определенном товарном рынке соотношения совокупного предложения и спроса. На уровень и динамику цен различных мировых товарных рынков существенно влияют многие конъюнктурообразующие факторы. Специфика ценообразования на многообразных мировых товарных рынках зависит от вида товара и типа рынка.
Мировыми ценами принято считать те цены, которые складываются в странах, являющихся ведущими центрами мировой торговли данным товаром, и где сосредоточена основная часть его производства или/ и потребления. Однако необходимо иметь в виду, что в разных регионах мира и в отдельных странах цены могут отклоняться от среднемирового уровня, причем нередко весьма существенно. Вот почему на практике следует учитывать уровень «местных» цен в том регионе и стране, где намечается продать или купить товар. Поскольку на многих товарных рынках не представляется возможным однозначно определитьвеличину мировой цены, признаваемой во всем мире, то зачастуется исчисляется усредненная (средневзвешенная) величина мировой цены.
Важным критерием мировых цен являются цены крупных реальных сделок, в которых участвуют ведущие товаропроизводители или экспортеры и/или ведущие потребители (импортеры), имеющие высокий удельный вес в мировом производстве, потреблении и/или в мировой торговле.
Для рынков многих товаров и услуг характерна высокая подвижность цен. Амплитуды их колебаний особенно велики для биржевых товаров, причем резкие взлеты и падения цен на биржах могут происходить буквально за считанные минуты и по далеко не всегда объективно обусловленным причинам . Существенную роль в этом играет активность крупных финансовых спекулянтов, играющих на повышение цен – «быков» или их понижение – «медведей».
Существенно осложняется определение уровня мировых цен для неординарных и уникальных видов товаров и услуг, включая сложную машинотехническую продукцию, крупные производственные объекты, художественные изделия, предметы антиквариата, специальные услуги и работы.
Мировые цены обязательно фиксируются в свободно конвертируемой валюте (обычно в основных международных расчетных валютах – долларах США, евро, фунтах стерлингов). Цены в замкнутых валютах, с расчетами по клирингу и бартеру часто могут значительно отклоняться от нормального рыночного уровня.
Таким образом, современной системе ценообразования на мировом рынке присуща множественность цен и их подвижность по временным и пространственным параметрам, причем характер формирования цен на различных товарных рынках неодинаков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.