Было отмечено, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки без особых ограничений). Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта, ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране. В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт. Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации.
В отношении перспективы импорта товаров и услуг обращалось внимание на то, что их расширенный допуск на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская промышленность пока не готова. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу и т.д.
По инициативе ТПП был создан Консультативный совет Российского бизнеса по вопросам присоединения к ВТО для взаимодействия с Правительственной комиссией по ВТО и Российской переговорной делегацией. С учетом мнения ТПП и интересов большинства отечественных товаропроизводителей российская сторона не форсировала завершение переговоров о присоединении к ВТО.
Переговоры с различными членами ВТО развернулись по следующим направлениям:
· "системные вопросы", касающиеся обязательств РФ по приведению своего законодательства в соответствие с нормами ВТО;
· тарифные вопросы в отношении торговли промышленными товарами, целью которых являлось определение начального и конечного уровня ставок таможенных пошлин в РФ на конкретные товары и временного периода, в течение которого будет происходить их снижение (переговоры велись по десяткам тысяч товарных позиций);
· определение уровня российских торговых барьеров по сельскохозяйственным товарам, размера внутренней поддержки сельского хозяйства, экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию и обязательств РФ по их снижению;
· условия доступа услуг и их поставщиков на внутренний рынок РФ.
В начале текущего десятилетия переговорный процесс, казалось, вступил в заключительную стадию. Однако его завершение постоянно затягивалось, поскольку США и некоторые другие члены ВТО продолжали настаивать на целом ряде неприемлемых для России условий. В частности, уже на завершающих этапах переговоров выдвигались требования иностранных партнеров в отношении уровня ввозных таможенных пошлин по многим товарным группам и отдельным позициям российского импорта, режима доступа иностранных поставщиков услуг на российский внутренний рынок, государственной финансовой поддержки отечественного сельского хозяйства, выравнивания экспортных и внутренних цен на энергоносители и др. Имел место и отход от уже согласованных позиций.
Лишь в конце 2006 г. было закончено согласование принципиальных вопросов практически со всеми членами ВТО. К этому времени были подписаны двусторонние протоколы с ЕС, КНР и многими другими членами ВТО. В результате договоренности, достигнутой между президентами России и США, соответствующий протокол с США был подписан 18.11.2006. Таким образом, были устранены многие решающие, но еще не все, препятствия на пути вхождения России в ВТО.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.