Кроме сказанного, значимость внешнеторговых обменов состоит еще в том, что они дают возможность соизмерять национальные издержки производства и другие экономические показатели с соответствующими зарубежными. Грамотные управленцы на основе такой информации делают адекватные выводы, принимают необходимые решения. Так, закупка новейших зарубежных технологий и высокотехнологичного оборудования может способствовать повышению технического уровня национального производства и конкурентоспособности товаропроизводителей. И еще важный вопрос - как расходовать полученные от экспорта деньги.
Среди характерных тенденций в динамике мировой торговли в распределении по странам можно назвать следующие. США, являвшиеся безусловным лидером в мировом экспорте на протяжении многих десятилетий, в последние годы все чаще уступали 1-е место Германии. Быстро растет экспорт Китая, который уверенно вышел на 3-е место и все более опережает занимающую 4-е место Японию. Великобритания, которая до 1940-х г.г. была ведущей торговой державой мира, теперь находится на 7-м месте (после Франции и Нидерландов), причем к ней вплотную приблизились Италия и Канада; растет экспорт "новых индустриальных стран" Азии и Латинской Америки, среди которых лидируют Республика Корея, Тайвань, Мексика.
Россия постоянно увеличивает объём вывозимой продукции и уже входит в число крупнейших экспортёров. В 2007 г. экспорт составил уже 352,5 млрд. долл., увеличившись за год на 17%. В большой степени это происхоит за счет роста мировых цен на нефть и газ, а также увеличения экспорта военной техники. В результате наша страна, оказавшаяся в прошлом десятилетии в конце второй десятки мировых экспортеров, постепенно, что совсем не значит медленно, улучшает свои позиции, войдя уже в первую десятку. На ее долю приходится около 4 % стоимости мирового экспорта. Экспортная квота составляет примерно 40% (в США и Японии –11 %). Это говорит о в среднем достаточно скромной роли России в мировой торговле при достаточно большой степени зависимости от внешнего рынка.
Реализация на зарубежных рынках отечественных экспортных ресурсов обеспечивает доходы в иностранной валюте для оплаты импорта и различных расходов за границей, а также создания валютных резервов. Экспорт товаров в овеществленном виде, отражаемый в таможенной статистике, представляет собой видимый экспорт. Доходы от туризма, транспорта, финансовых и других услуг составляют невидимый экспорт. Объем и структура экспорта характеризуют экспортный потенциал страны.
Географические направления российского экспорта характеризуется следующими данными за 2007 г. (в млрд. долл.): страны ЕС – 196,7 (в том числе Нидерланды – 42,8; Италия – 27,5; Германия – 26,3; Польша – 13,3; Великобритания – 11,0; Финляндия –10,7; Франция – 8,7: Венгрия – 6,1; Словакия – 5,2; Кипр – 4,8; Чехия – 4,7; Испания – 4,3; Литва – 4,1; Болгария – 3,8; Румыния – 3,2; Швеция -3,0; Бельгия – 2,8; Австрия – 2,7 Греция – 2,6; Латвия – 2,6; Португалия – 2,4; Эстония – 1,6; Дания – 1,1); страны АТЭС – 42,4 (в том числе Китай – 15,9; США – 8,1; Япония – 7,4; Ю.Корея – 6,2); СНГ – 52,6 (в том числе Беларусь – 17,2; Украина – 16,3; Казахстан – 12,0); Турция – 18,3; Швейцария – 14,2; Индия – 4,0; Иран – 3,0; Израиль – 2,0; Египет – 2,0; Бразилия – 1,1; Сингапур – 1,1.
В товарной структуре экспорта РФ более ¾ стоимости составляют энергоресурсы, металлы, лесотовары и продукты первого передела и лишь около 5 % – машины и оборудование (для сравнения: доля машин и оборудования в мировом экспорте достигла почти 40 %, в экспорте США и ФРГ – около 50 %, а Японии – 70 %). Россия занимает 1-е место в мировом экспорте природного газа, никеля, азотных удобрений, круглого леса и входит в число ведущих мировых экспортеров нефти, железной руды, проката черных металлов, алюминия, меди, алмазов, калийных удобрений, газетной бумаги, пшеницы и ячменя. Такое положение создает определенные преимущества при экспорте указанных товаров, но чревато консервацией роли России в качестве постоянного сырьевого донора развитого Запада с неоправданной зависимостью нашей экономики от конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров. Совсем незначителен российский экспорт услуг информационно-коммуникационного характера, тогда как в развитых странах на эту группу услуг приходится около 40 % стоимости экспорта услуг.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.