Вследствие девальвации выигрывают те производители товаров и услуг, которые используют сырьё, материалы и другие компоненты местного производства. А проигрывают те, кто в основном или тем более полностью используют импортные компоненты. Эти факторы работают до тех пор, пока не будет исчерпан эффект девальвации, то есть цены не выйдут на новый равновесный уровень. Таким образом, на новом этапе будет иметь место ситуация, аналогичная той, что была до девальвации (но на новом уровне цен и доходов потребителей). Данный период может существенно варьироваться по времени и по видам товаров.
Девальвация сказывается и на туризме. Она, при той же цене туристической услуги в иностранной валюте, в эквиваленте национальной валюты, которой теперь соответственно требуется больше, удорожает заграничные поездки. Поэтому выездной туризм становится менее доступным с вытекающим отсюда уменьшением его объемов и негативным влиянием на положение занимающихся таким туристическим бизнесом фирм. Одновременно в противоположность этому дополнительный импульс получает въездной туризм, когда иностранцы за свою подорожавшую валюту могут приобрести больше местных товаров и услуг. Например, после падения курса доллара относительно евро европейцам стало выгоднее, чем раньше, ездить в США. Некоторые компании даже организовывали туда специальные шоп – туры. И, наоборот, американские туристы стали жаловаться на значительное подорожание поездок в Европу, особенно удивляясь тому, как мало на доллары дают там евро в банках и пунктах обмена валюты.
Девальвация затрудняет выплату любых внешних долгов в инвалюте за счёт внутренних источников. Почему? Потому, что, например, доходы государства, главным источником которых являются налоги, не могут возрасти столь быстро и во столько раз (или на столько процентов). Понятно, что и работающим в национальной валюте корпоративным заемщикам тоже становится намного труднее собрать средства, необходимые для погашения номинированного в иностранной валюте долга.
От девальвации выигрывают все держатели иностранной валюты, включая и государство, а также иностранные фирмы и граждане, осуществляющие деятельность в такой стране, имеющие соответствующие запасы и поступления. Им стало дешевле покупать местную собственность в различных видах, включая предприятия. Первое время в валютном выражении дешевеет жильё и другая недвижимость. Сейчас в это трудно поверить, но даже в Москве после девальвации 1998 г. цены на жильё понизились в два раза. Правда, через несколько лет они вернулись к прежнему уровню, а затем даже намного превзошли его. Т.е. произошло это тогда, когда был исчерпан такой эффект девальвации, как падение доходов населения, и стали работать другие факторы, прежде всего– монополизм и рост спроса при отставании предложения.
Как видно из вышеизложенного, изменение курсов валют оказывает заметное влияние на многие стороны международных экономических связей затрагиваемых им субъектов.
11.4. Платежный баланс.
Все поступления и платежи страны по всем видам международных экономических отношений отражаются в ее платежном балансе.
Трансграничное движение товаров и услуг в то же время предполагает перемещение денежных потоков в противоположном направлении. То есть, например, если за границу вывозятся товары, то в страну из – за рубежа должны переводиться денежные средства в счет их оплаты. И, соответственно, при поступлении в страну импортных товаров деньги уходят за границу. Все поступления в страну проводятся в платежном балансе со знаком плюс (+), все уходящие из страны денежные средства - со знаком минус (-). Превышение поступлений над платежами означает активное, или положительное, сальдо, профицит платежного баланса. Если отток больше приходной части, то сальдо отрицательное, пассивное, имеет место дефицит платежного баланса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.