Четырнадцатое. Далеко не всегда иностранные компании являют собой образец во всех отношениях. Высокая интенсивность труда, угроза увольнения за малейшие нарушения, недопущение или препятствование деятельности профсоюзов, выдвижение различных требований о льготах и привилегиях по сравнению с местными предпринимателями, не всегда уважительное отношение к наемным работникам, особенно в развивающихся странах и переходных экономиках - все это бывает не совсем так, как рекомендуется в книжках по менеджменту.
Сопоставление реальных и потенциальных плюсов и минусов от присутствия иностранного капитала в национальной экономике позволяет сделать общий вывод, что последствия неоднозначны. Очень многое зависит от того, насколько умело государство принимающей капитал страны сумеет использовать имеющиеся или потенциальные положительные аспекты данного явления в интересах национального хозяйственного развития, в интересах большинства населения. Эту задачу можно сформулировать как необходимость максимизации плюсов при минимизации минусов. Понятно, что такую формулу легко провозгласить, а реализовать бывает очень сложно.
Натиску иностранного капитала следует, при необходимости противопоставлять действенные меры государственной защиты стратегических отраслей (мировая практика). Так, французское правительство установило порядок, согласно которому в стратегических отраслях установлен максимально возможный уровень присутствия иностранного капитала. С учётом уже имеющейся доли иностранных компаний принимается решение - допустить или не допустить на местный рынок иностранную фирму. Характерно, что в стратегические отрасли всё ещё стараются особо не пускать даже компании из стран Евросоюза. Хотя, как известно, формально правила ЕС предусматривают свободное движение капиталов по территории всех участников этого объединения.
3.4. Проблема внешнего долга.
Важным следствием международного движения капитала в ссудной форме является проблема внешнего долга. Она стала поистине глобальной, поскольку касается действительно всех стран - развивающихся, с переходной экономикой, развитых - либо как заемщиков, либо как кредиторов. Причем немалое их количество одновременно выступает в обоих этих качествах. Это относится и к России - и она должна, хотя в настоящее время на уровне государства гораздо меньше, чем в самом начале текущего века, и ей должны, о чем будет отдельно сказано ниже.
Категории должников - самые разнообразные. Среди них национальные правительства, региональные, муниципальные власти, многочисленные хозяйствующие субъекты.
Каковы причины этого глобального явления? И можно ли обходиться без внешних заимствований? Попробуем разобраться.
В принципе в заимствованиях ничего страшного и необычного нет. Как известно, практически весь мир живет в долг. Если собственных финансовых ресурсов для решения имеющихся проблем не хватает, а решать их надо, то приходится искать источники финансирования. В том числе и за рубежом. И если там условия предоставления необходимых средств приемлемые или даже лучше, чем в своей стране, то вполне естественно, что заемщик ими пользуется. Например, в последнее время российские компании и банки активно использовали зарубежные источники, потому что в своей стране условия хуже. Правда, с началом финансового кризиса ситуация перестала быть столь привлекательной, а внешние долги частного российского капитала уже составили к тому времени 400 млрд. долл. И не всем удастся перекредитоваться за рубежом на таких условиях, на которых планировалось ранее. Хотя давно известно, что внешняя среда не только предоставляет бизнесу возможности для развития, но и бывает источником самых разных угроз, часто неожиданных. К чему далеко не все менеджеры и / или собственники оказываются адекватно готовы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.