Государство прибегает к внешним заимствованиям для покрытия бюджетного дефицита. Именно так поступало, например, российское правительство в 1990-е годы, как и его советские предшественники, начиная с 1960- х годов и особенно во второй половине 1980-х, в последний период существования СССР. Тогда одновременно действовало несколько факторов, крайне негативно повлиявших на экономическую ситуацию в нашей стране.
Одним из них стало снижение цены на нефть как главный источник валютных поступлений, позволявший до того в некоторой степени смягчать последствия неэффективного функционирования хозяйственного механизма реального социализма, наиболее ярко проявлявшиеся в тотальном дефиците. Доходная часть бюджета резко сократилась также в результате плохо продуманной и еще хуже проводившейся кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Она привела не столько к уменьшению этого действительно большого социального зла, сколько к изменению источников одурманивания населения, многочисленным злоупотреблениям и перегибам. В результате денежные потоки от продажи алкогольных напитков, дававшие до четверти доходной части бюджета, пошли мимо него.
На фоне сократившихся поступлений росли расходы. Катастрофа в Чернобыле, война в Афганистане, землетрясение в Армении, традиционные проблемы с сельским хозяйством, ряд техногенных аварий - все это требовало огромных средств. И под изменение советского режима западные страны охотно давали кредиты. Внешний долг СССР за последние шесть лет советской власти вырос в три раза.
Мировой опыт показывает, что для финансирования существующих проблем государство выпускает долгосрочные долговые обязательства, которые могут купить и иностранные лица. Если заемщик надежный, то такие бумаги пользуются хорошим спросом. Примером могут служить государственные казначейские обязательства США, которые выпускаются на 10 и 30 лет и считаются одним из самых надёжных инструментов финансового рынка. Доходность по ним небольшая, но, по мнению консервативно мыслящих заемщиков, именно надежностью этот недостаток перекрывается. Их охотно покупают иностранные государства, в том числе Россия.
Проблема внешнего долга может быть связана с проблемой внутреннего долга. Его, разумеется, тоже нужно обслуживать и по мере возможности гасить, используя для этого в том числе внешние источники. Если за рубежом удается получить взаймы на выгодных условиях, то таким образом можно профинансировать выполнение внутренних долговых обязательств.
Следует особо подчеркнуть, что государственный внешний долг новой России образовался не только в результате полученных после распада СССР кредитов. Благодаря Ельцину и его команде реформаторов Россия добровольно взяла на себя тяжелое бремя долга всего СССР. Произошло это событие в октябре 1992 года в Бишкеке на саммите СНГ. Хотя, по подсчетам специалистов, доля России в общесоюзном долге составляла только 50,1% (для справки: доля Украины – 16,9%, остальных республик меньше). Взамен долги других стран Советскому Союзу стали их долгами новой России. Обе суммы были примерно одинаковы. Однако принципиальная разница состояла в том, что получить долги с иностранных заемщиков (а это развивающиеся страны, в отношении которых советские правители проявляли удивительную щедрость за счет небогатого народа) было чрезвычайно затруднительно, а в полном объеме практически вообще невозможно. В то же время российскому государству приходится гасить свои долги полностью, за счет недофинансирования экономики и жизненного уровня граждан.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.