Следует отметить, что наличие развитой и отвечающей современным требованиям транспортной инфраструктуры позволяет получать доходы еще и за транзит по своей территории. В данном отношении Россия практически не использует свое уникальное географическое положение: на ее долю приходится лишь 1% транзита грузов между Европой и Азией. Правда, если не считать ежегодно получаемые Аэрофлотом 300 млн долларов за пролеты над нашей территорией авиалайнеров иностранных компаний. За что, кстати говоря, Россию критикуют, небезосновательно расценивая это как несправедливую господдержку только одного перевозчика. Кроме того, напоминают, что одной из важных правовых норм ВТО является свобода транзита, заключающаяся в том, что товары и транспортные средства могут свободно перемещаться через территорию каждой страны – члена ВТО по маршрутам, наиболее удобным для транзитных перевозок без взимания таможенных пошлин и административных сборов.
На определенное улучшение ситуации в нашей стране рассчитана Федеральная целевая программа « Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы), согласно которой предстоит проложить 3 тыс. км новых железнодорожных линий, 17 тыс.км автодорог, а также построить 100 взлетно – посадочных полос и на 400 млн. тонн увеличить мощности морских портов. На реализацию столь грандиозных планов планируется ассигновать 4,7 трлн. руб. из федерального бюджета, 0,6 трлн. – из бюджетов субъектов РФ и 8,6 трлн. привлечь из средств бизнеса. Последнее будет сделать непросто. Если намеченное удастся осуществить, то позиции России в системе мирового хозяйства должны укрепиться. Без развития транспортной инфраструктуры на это трудно рассчитывать. Более того, как особо предупредил В.Путин, «Если не будет транспортной инфраструктуры, у нас не будет будущего по большому счету». Хорошо, что такое понимание традиционной российской проблемы начинает воплощаться в планы конкретных действий.
Всё более важной отраслью мирового хозяйства и объектом МЭО становится международный туризм.
Разумеется, немалая часть туристического бизнеса приходится на внутренний туризм, но последние десятилетия всё большее значение приобретает именно международная составляющая данной отрасли. Это связано с развитием средств транспорта, средств связи, туристической инфраструктуры в целом. Прогрессу способствуют также интеграционные процессы в мировой экономике и политике, устраняющие искусственные барьеры между странами, препятствующие свободному передвижению людей. Туризм входит в число пяти главных экспортных отраслей в 83% всех стран мира.
В 2007 г., по данным Всемирной туристской организации, за пределы своих стран в качестве туристов выехали почти 900 млн. человек. А в 1947 г. – только 20 млн. – рост за полвека в 45 раз. Страны с развитой экономикой остаются главными центрами мировой туриндустрии. Больше всех туристов принимает Европа - 480 млн. человек в 2007 г., что на 19 млн. превысило показатель 2006 г. Лидеры по въездному туризму - Турция. Греция, Португалия, Италия, Испания, Швейцария. На 6 млн. человек увеличился турпоток в Северную Америку, на 3 млн. - в Африку. Самый высокий показатель прироста - на 13,4 % - у стран Ближнего Востока, у Азиатско – Тихоокеанского региона он составил 10,2%. Из России в 2007 г. выезжали 10 млн. туристов.
Для некоторых стран въездной туризм служит одним из главных источников валютных поступлений (Греция, Египет, Турция и ряд других). Поэтому для некоторых стран он уже является, а для многих других может стать важным источником внутреннего хозяйственного развития. Это в принципе означает шанс для любой страны, которая сумеет создать необходимые условия. К ним следует отнести наличие досточного числа гостиниц разных категорий, транспорт, связь, сферу обслуживания туристов, индустрию развлечений, умение хорошо продемонстрировать общенациональный и местный колорит, и т. п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.