Такие зоны создаются в целях развития приоритетных отраслей экономики, производства новых высокотехнологичных видов продукции, развития инфраструктуры, улучшения структуры внешней торговли, решения социальных задач. Продукция, производимая на территории СЭЗ, может реализовываться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для создания инвестиционного климата, более благоприятного, чем на остальной территории страны, резидентам СЭЗ предоставляется целый ряд льгот - налоговых, финансовых, внешнеторговых, административных. Среди них, например, освобождение от уплаты налогов в течение определенного периода (так называемые «налоговые каникулы»), от ввозных таможенных пошлин и НДС при импорте товаров и от вывозных пошлин при их экспорте, льготные кредиты, упрощенный режим регистрации (« одной печати» в КНР) и т.п. В разных странах набор льгот и преференций зависит от конкретных поставленных задач и потому в известной степени носит индивидуальный характер. При этом всегда должна выполняться принципиальная задача - привлечение в зону тех субъектов, в которых заинтересованы ее организаторы. А для этого необходима стабильная и понятная нормативно – правовая база и четкий механизм ее применения.За рубежом существует до тридцати различных типов свободных экономических зон, определяемых государственными органами соответствующих стран. Они отличаются, в зависимости от целей создания, по степени интегрированности в национальную и мировую экономику, территориальным размерам и масштабам деятельности, объемам льгот, ресурсам, соотношению капитала национального и иностранного, частного и государственного, по функциональному назначению (комплексные, торговые, технико – внедренческие, промышленно – производственные, туристско - рекреационные и т.д.), по принципу организации (по виду деятельности или по территории) и т. п.
Всвязи сособоблагоприятнымрежимом хозяйствования норма прибыли в СЭЗ обычно выше, чем вне их - в среднем до 30 и даже более процентов годовых, а сроки окупаемости инвестиций могут быть в несколько (до трех и более)раз короче.
Разумеется, предоставляя льготы и стимулы, государство рассчитывает получить соответствующую отдачу. Поэтому недополученные на первых порах в бюджет средства должны быть компенсированы будущими экономическими, научно – техническими и прочими результатами. Например, в актуальном для России автосборочном производстве ставится задача постепенного увеличения степени локализации, т.е. доли комплектующих местного производства за счет сокращения их импорта. Тем самым вносится вклад в развитие национального автопрома, стимулируются смежные производства. Так, в Китае уровень локализации достигает 70 %. А в России - пока удалось дойти только до 25 – 30 %. Как видим, есть к чему стремиться отечественным производителям.
Не только в развивающихся, но и в странах с переходной и даже целого ряда с развитой рыночной экономикой СЭЗ призваны стимулировать хозяйственную активность посредством привлечения инвестиций в точки роста для преодоления отставания менее развитых регионов, повышения конкурентоспособности на внутренних и мировых рынках, создания новых рабочих мест, расширения экспортной базы, привлечения передового опыта. А для многих – для сокращения существующего технологического разрыва с мировыми лидерами в тех или иных областях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.