Национальноерегулированиевнешнеэкономическойдеятельности основывается на определенных принципах. Они могут быть закреплены в законодательном порядке. Так, в Федеральном законе РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ВТД) это сформулировано следующим образом: защита государством прав и законных интересов участников ВТД; российских производителей и потребителей товаров и услуг; равенство и недискриминация участников ВТД; исключение неоправданного вмешательства государства во ВТД и нанесения ущерба участникам ВТД и экономике РФ; гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования ВТД; единство таможенной территории РФ, системы государственного регулирования ВТД, применения методов государственного регулирования ВТД на всей территории РФ; взаимность в отношении других государств; обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ и др.
Исходя из принципов взаимности и недискриминации, в отношениях со многими партнерами государство устанавливает так называемый режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ).
В ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (статья 29.3) предусмотрено, что товарам, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. В настоящее время Россией РНБ в торговле предоставлен более чем 120 государствам и территориям.
В свою очередь, РНБ предоставлен России многими странами, включая ЕС и США. Однако в США РНБ для РФ предоставляется каждый раз на 1 год, поскольку именно на такой период американский Конгресс ежегодно приостанавливает действие дискриминационной "поправки Джексона – Вэника». Поправка была принята в 1974г. и увязывала торговые отношения, предоставление РНБ с правилами эмиграции. Тем странам, которые лишают своих граждан права или реальных возможностей эмигрировать, взимают повышенный налог на эмиграцию, устанавливают усложненный административный порядок выезда, такой режим не предоставляется. Поэтому к товарам, ввозимым в США из указанных стран, могут применяться высокие таможенные пошлины и импортные ограничения. Направлено действие поправки было против СССР. До сих пор она не отменена, хотя уже давно нет обстоятельств, послуживших предлогом для ее принятия. Поправку пытаются использовать в качестве инструмента давления на Россию. Никакого отношения к торговле все это не имеет.
Это только один пример дискриминации, т.е. ущемления чьих-либо прав и возможностей по сравнению с другими. В международных торгово – экономических отношениях она проявляется в разных формах. На уровне отдельных фирм это может выражаться в предложении одного и того же товара разным покупателям по различным ценам (так называемая ценовая дискриминация) - например, ТНК по более низким ценам, чем мелким фирмам. В межгосударственных отношениях избирательно применяются дискриминационные таможенные тарифы, квоты, условия предоставления кредитов, особые ограничения, санкции и другие меры.
Дискриминация считается нарушением не только общепризнанных норм международного права, но и принципов добросовестной конкуренции в МЭО. В мировой торговле одним из основополагающих является принцип недискриминации, что закреплено в рамках ВТО взаимным предоставлением странами – членами этой организации режиманаибольшего благоприятствования и национального режима.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.