ГАТС является межгосударственным соглашением, в котором впервые сформулированы базовые принципы многостороннего регулирования международной торговли услугами. В нем предусмотрен целый ряд обязательств в данной области входящих в ВТО стран. Все обязательства объединены в две группы: общие, которые распространяются на все виды услуг, и конкретные (специфические) – относящиеся к отдельным поставляющим услуги отраслям.
В «Классификационную схему ВТО» включен 161 вид укрупненных услуг. Они сгруппированы в 12 разделов: 1) деловые, 2) услуги связи, 3) строительные и инжиниринговые, 4) дистрибьюторские, 5) общеобразовательные, 6) услуги по защите окружающей среды, 7) финансовые, включая страхование, 8) услуги по охране здоровья и социальные, 9) туризм и путешествия, 10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта, 11) транспортные, 12) прочие.
Объем мировой торговли услугами постоянно возрастает, опережая по темпам роста мировую торговлю товарами. По данным ВТО, мировой экспорт услуг в 2005 г. достиг 2,4 трлн. долларов. Крупнейшими экспортерами услуг являются (млрд. долл.): США - 353.3; Великобритания - 183,4; Германия - 142,9; Франция - 113,7; Япония - 106,6; Испания - 91,2.
По импорту услуг впереди те же страны: США - 288,7; Германия - 198,6; Великобритания - 150,1; Япония - 135,9; Франция - 102,9 млрд. Однако если у США, Великобритании, Франции, Испании сальдо в торговле услугами активное, то у Германии, Японии, Канады - пассивное.
В мировой торговле услугами удельный вес России совсем незначительный - всего 1,0 % мирового экспорта и 1,6 % мирового импорта услуг.
В структуре мировой торговли услугами преобладает туризм. Весьма значителен объем оказываемых финансовых услуг, куда входят услуги банков и других кредитных учреждений, услуги брокеров по операциям на валютных и фондовых рынках, услуги по эмиссии ценных бумаг и их размещению, различные виды страховых услуг, иные посреднические, консультационные и вспомогательные услуги в финансовой сфере. В структуре российской внешней торговли услугами традиционно преобладают транспорт и туризм.
В связиспостоянным ростом мирового товарооборота, естественно, увеличивается нагрузка на перевозчиков. Соответственно возрастают роль транспорта в МЭО и общемировые расходы на оплату транспортных и сопутствующих им услуг. В современных условиях доля транспортных расходов, называемая транспортной составляющей цены товара, может быть весьма существенной и доходить до 40-50 % контрактной цены.
Сказывается постоянный рост цен на нефть и, соответственно, на нефтепродукты. Например, в авиаперевозках доля расходов на топливо достигает примерно половины всех издержек. Кроме того, помимо стоимости самой дорогостоящей перевозки, сюда включаются расходы по подготовке товара к отгрузке (надлежащая экспортная упаковка и маркировка, проверка количества и качества товара, оформление необходимых документов). Добавляется также цена погрузочно-разгрузочных работ в пунктах отправления, перевалок, назначения, хранения товара, при некоторых базисных условиях - страхования и др.
Кто оплачивает транспортную составляющую, зависит от базисных условий поставки, предусмотренных внешнеторговым контрактом. Обязанность заключения договора перевозки возлагается на продавца или покупателя. При этом в их основные обязанности входит оплата услуг транспортной организации и надлежащее предъявление груза перевозчику. В свою очередь перевозчик обязан своевременно и в сохранном состоянии доставить товар в предусмотренный пункт назначения и выдать грузополучателю.
Договоры перевозки внешнеторговых грузов заключаются не только при их трансграничном перемещении, но и при перевозке их по территории страны продавца или покупателя, в том числе при доставке экспортного товара с предприятия – изготовителя до выходного пограничного пункта страны продавца. А при доставке импортного товара - из входного погранпункта страны покупателя до места сдачи конечному грузополучателю.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.