В зависимости от многих конкретных обстоятельств - веса груза, его габаритов, состояния, возможности переносить транспортировку, срочности поставки, географии пунктов отправления и назначения, их доступности для отдельных видов транспортных средств, финансовых возможностей участников сделки, условий контракта, цен на услуги перевозчиков и т. д. - зависит выбор средств доставки.
Перевозка грузов может осуществляться самыми различными доступными для экспортеров и импортеров и выбранными ими видами транспорта: морским, речным, железнодорожным, автомобильным, воздушным, а также несколькими видами транспорта при смешанных (комбинированных) перевозках.
Для транспортировки нефти и газа широко используется трубопроводный транспорт. Здесь роль России очень заметна и в перспективе должна еще больше возрасти в связи с предстоящим сооружением новых трубопроводов «Северный поток» и «Южный поток» из нашей страны в Европу.
Большая часть международного товарооборота обслуживается морским транспортом – он более других видов пригоден для массовых перевозок многотоннажных грузов между странами, расположенными в разных частях света, и при этом является относительно дешевым. Объясняется такое положение тем, что морской фрахт традиционно дешевле железнодорожных и автомобильных тарифов, не говоря уже об авиационных, по объективно обусловленной причине - меньше издержки в расчете на единицу веса. Но при использовании данного варианта фактор времени, понятно, не должен быть решающим.
При транспортировке моремфрахтователь (покупатель услуги) обязан заплатить установленную за перевозку плату – фрахт, а фрахтовщик (продавец услуги) принять груз, доставить его в сохранности в порт назначения и выдать там грузополучателю. Судно может быть предоставлено на самых разных условиях - полностью или частично, с экипажем или без него и т. п.
При перевозках железнодорожным транспортом тоже существуют разные варианты услуг. Среди них повагонная, маршрутная (составом из нескольких вагонов), мелкая (когда целый вагон не нужен), комбинированная (объединение нескольких мелких партий от разных грузоотправителей в одну повагонную).
В покрытой густой сетью качественных автодорог Европе со сравнительно небольшими расстояниями между странами исключительно важную роль играют перевозки автотранспортом.
Что касается места России на рынке международных транспортных перевозок, то она за постсоциалистический период во многом утратила свои позиции, превратившись в их нетто-импортера. Флот приватизирован и чуть ли не полностью продан на металлолом (тоже, кстати, внешнеторговые сделки!). Международные автомобильные перевозки по большей части осуществляются зарубежными компаниями. Баланс в торговле услугами, в отличие от внешнеторгового, хронически отрицательный.
В специфических условиях России до девяноста процентов грузов перевозится по железным дорогам, общая протяженность которых, при гораздо большей территории, по состоянию на 2008г., в 2,3 раза уступает ЕС и в 2,4 раза – США - соответственно 85 против 197,9 и 205,6 тыс. км; густота сети современных автомобильных дорог даже в европейской части, не говоря уже об азиатской, в десять и более раз отстает от показателей развитых экономик Евросоюза. Общая протяженность автодорог в США больше, чем в России, в 11,8, в ЕС - в 9,3 и в крохотной по территории Японии - в 2,2 раза – соответственно 6433, 5088 и 1177 против 546,4 тыс. км. До сих пор не построена трансроссийская автомагистраль; качество существующих российских дорог общеизвестно и серьезно тормозит социально - экономическое развитие страны, снижая ВВП на 2 – 3 процентных пункта в год. Ведь не случайно говорят, что экономика начинается с дороги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.