С учетом конкретных задач решается вопрос размещения зон. Важную роль при этом обычно играют наличие необходимых ресурсов, рыночной инфраструктуры, степень близости рынков, географическое положение, политическая и социальная стабильность в регионе. Но зоны создаются и в относительно недостаточно освоенных регионах для их ускоренного развития. Подобную практику используют, например, Китай, Бразилия, Мексика и некоторые другие страны. В таких случаях требуются крупные бюджетные средства для создания в сжатые сроки необходимой инфраструктуры. Например, Китаю, одному из самых активных строителей СЭЗ, приходилось в среднем инвестировать до 80 млн. долл. в каждый кв. километр зоны.
Первоначально в России было предусмотрено создание двух типов такой разновидности СЭЗ, как особые экономические зоны (ОЭЗ): 1) промышленно-производственных и 2) технико-внедренческих. Впоследствии по предложению Минэкономразвития был узаконен третий тип зон – туристско – рекреационные. Работой по созданию и деятельности ОЭЗ руководит образованное в 2005 г. Федеральное агентство по управлению ОЭЗ (ФАУ ОЭЗ), подведомственное Минэкономразвития. Оно действует на основании Федерального Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. №116 – ФЗ.
По результатам проведенного конкурсного отбора в 2005 г. были созданы шесть зон – в Зеленограде, Дубне, С-Петербурге, Томске, Липецкой области и Татарстане.
Кроме того, в нашей стране на основании отдельных законов со второй половины 1990-х годов функционируют две ОЭЗ - в Калининградской и Магаданской областях. В 2006 г. принят новый ФЗ об ОЭЗ в Калининградской области, заменивший прежний закон 1996 г. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 г. № 73 создана ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области.
Контрольные вопросы:
1. Какие причины лежат в основе интеграционных процессов?
2. Назовите этапы развития международной экономической интеграции. Раскройте их сущность.
3. Какие Вы знаете интеграционные объединения?
4. Что Вы знаете о ЕС?
5. Что Вы знаете об интеграционных процессах на постсоветском экономическом пространстве?
6. Каковы, по Вашему мнению, перспективы международной экономической интеграции?
7. Раскройте понятие СЭЗ.
8. Какие разновидности СЭЗ существуют в России?
Глава 6. Государственное регулирование
внешнеэкономических связей
6.1. Роль государства и принципы регулирования ВЭД.
Несмотря на продолжающие часто звучать заклинания о том, что чем меньше государства в экономике, тем якобы лучше для всех, опыт реального функционирования национальных хозяйств, в том числе и прежде всего – самых успешных, убедительно демонстрирует, что без самого активного участия государства во внутренней и внешней экономической политике и неразрывно с этим связанной социальной жизни современное общество просто не может существовать – даже в принципе. А там, где вопреки объективно обусловленным процессам общественного развития навязываются противоположные обстоятельства, можно наблюдать негативные для большинства населения последствия. Социально – экономические преобразования в России, особенно в 1990-е годы, к сожалениию, служат ярким тому подтверждением.
Хотя, конечно, при невмешательстве властей или, больше того, при их помощи, можно в самые кратчайшие сроки сколотить огромные «нажитые непосильным трудом» состояния. Понятно, за чей счет. И при самом активном участии в распродаже бывшего и даже нынешнего национального достояния зарубежным потребителям. В таком случае, действительно, государство по крайней мере не должно мешать таким энергичным деятелям. И, что характерно, появилось очень много всевозможных книг, публикаций в печатных и электронных СМИ, в которых были широко распропагандированны теоретические обоснования того, что только так, а никак не иначе, и надо было действовать. И якобы нигде в мире по-другому и не происходило.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.